Djon_Preston
( off
)
(
00:47 23-11-2009
)
Смело заимствуются в этот период сюжеты и формы и восточной и западной литературы. Осуществляются переводы и переработки с арабского и латыни. Появляются опыты поэтических сочинений на народном, разговорном языке. Впервые за всю историю Византии начиная с ИВ в. оформился и стал постепенно расширяться с XИИ в. цикл народоязычной литературы.
Djon_Preston
( off
)
(
00:48 23-11-2009
)
Обогащение идейного и художественного содержания литературы за счет усиления народной фольклорной традиции, героического эпоса наиболее наглядно предстает в эпической поэме о Дигенисе Акрите, созданной на основе цикла народных песен в X-XИ вв. Фольклорные мотивы проникают и в возродившийся в ту пору эллинистический любовно-приключенческий роман. На второй период приходится также и расцвет византийской эстетики.
Djon_Preston
( off
)
(
00:49 23-11-2009
)
Развитие эстетической мысли в ВИИИ-ИX вв. было стимулировано борьбой вокруг культовых изображений. Иконопочитателям пришлось подытожить главные христианские концепции образа и на их основе разработать терию соотношения образа и архетипа, прежде всего применительно к изобразительному искусству.
Djon_Preston
( off
)
(
00:51 23-11-2009
)
Были изучены функции образа в духовной культуре прошлого, осуществлен сравнительный анализ образов символических и миметических (подражательных), - по- новому осмысленно отношение образа к слову, поставлена проблема приоритета живописи в религиозной культуре. Наиболее полное развитие получило в ту эпоху антикизируещее направление эстетики, ориентировавшееся на античные критерии прекрасного. Возрождался интерес к физической (телесной) красоте человека;
Djon_Preston
( off
)
(
00:51 23-11-2009
)
получала новую жизнь порицавшаяся религиозными ригористами эстетика эротизма; вновь пользовалось особым вниманием светское искусство. Новые импульсы обрела также теория символизма, особенно концепция аллегории; стало цениться садово-парковое искусство; ес Неш Романъ>возрождение коснулось и драматического искусства, омыслению которого посвящались специальные труды.
Djon_Preston
( off
)
(
00:53 23-11-2009
)
В целом эстетическая мысль в Византии в ВИИИ-XИИ вв. достигла, пожалуй, высшей точки своего развития, оказывая сильной влияние на художественную практику ряда других стран Европы и Азии. Кризисные явления переходной эпохи в византийской культуре были особенно затяжными в сфере изобразительного искусства ВИИ-ИX вв., на судьбах которого сильнее, чем в других отраслях, сказалось иконоборчество.
Djon_Preston
( off
)
(
00:54 23-11-2009
)
Развитие наиболее массовых, религиозных видов изобразительного искусства (иконописи и фресковой живописи) возобновилось лишь после 843 г., т.е. после победы иконопочитания. Особенность нового этапа состояла в том, что, с одной стороны, заметно возросло воздействие античной традиции, а с другой -
Djon_Preston
( off
)
(
00:54 23-11-2009
)
все более устойчивые рамки приобретал вырабатывавшийся в ту эпоху иконографический канон с его устойчивыми нормами, касавшимися выбора сюжета, соотношения фигур, самых их поз, подбора красок, распределения светотеней и т.п. Этому канону в последующем будут строго следовать византийские художники.
Djon_Preston
( off
)
(
00:56 23-11-2009
)
Создание живописного трафарета сопровождалось усилением стилизации, призванной служить целям передачи через зрительный образ не столько человеческого лика, сколько заключенной в этом образе религиозной идеи. Достигает в тот период нового расцвета искусство цветного мозаичного изображения. В ИX- XИ вв. реставрировались и старые памятники. Возобновлялись мозаики и в храме св. Софии. Появились новые сюжеты, в которых находила отражение идея союза церкви с государством
Djon_Preston
( off
)
(
00:57 23-11-2009
)
В ИX-X вв. существенно обогатился и усложнился декор рукописей, богаче и разнообразней стали книжные миниатюры и орнамент. Однако подлинно новый период в развитии книжной миниатюры приходится на XИ- XИИ вв., когда переживала расцвет константинопольская школа мастеров в этой области искусства. В ту эпоху вообще ведущую роль в живописи в целом (в иконописи, миниатюре, фреске) приобрели столичные школы, отмеченные печатью особого совершенства вкуса и техники.