Djon_Preston
( off
)
* (
00:30 23-11-2009
)
Речь идет о мистике Симеона Нового Богослова, развившего тезис о возможности для человека реального единения с божеством, соединения чувственного и умственного (духовного) мира путем мистического самосозерцания, глубокого смирения и ъумной молитвы
[цит] Djon_Preston
( off
)
* (
00:32 23-11-2009
)
Еще во времена Фотия ясно обнаружились противоречия в интерпретации идеалистических концепций античности между приверженцами Аристотеля и Платона. После эпохи длительного предпочтения, отдававшегося византийскими теологами учению Аристотеля, с XИ в. в развитии философской мысли наметился поворот к платонизму и неоплатонизму. Ярким представителем именно этого направления был Михаил Пселл. При всем своем преклонении перед античными мыслителями
[цит] Djon_Preston
( off
)
* (
00:32 23-11-2009
)
и при всей своей зависимости от цитируемых им положений классиков древности Пселл оставался тем не менее весьма самобытным (ъартистическимъ) философом, умея, как никто другой, соединять и примирять тезисы античной философии и христианского спиритуализма, подчинять ортодоксальной догматике даже таинственные прорицания оккультных наук.
[цит] Djon_Preston
( off
)
* (
00:34 23-11-2009
)
Однако, сколь ни осторожны и искусны были попытки интелектуальной византийской элиты убереч и культивировать рационалистические элементы античной науки, острое столкновение оказалось неизбежным: пример тому - отлучение от церкви и осуждение ученика Пселла философа Иоанна Итала. Идеи Платона были загнаны в жесткие рамки теологии. Рационалистические тенденции в византийской философии воскреснут теперь не скоро
[цит] Djon_Preston
( off
)
* (
00:35 23-11-2009
)
лишь в обстановке нарастающего кризиса XИИИ-XВ вв., в особенности в условиях ожесточенной борьбы с мистиками-исихастами. Общий упадок творческой активности в ътемные векаъ с особой силой отразился на состоянии византийской литературы. Вульгаризация, отсутствие литературного вкуса, ътемныйъ стиль, шаблонные характеристики и ситуации - все это утвердилось надолго как господствующие черты произведений литературы, созданных во второй половине ВИИ- первой половине ИX столетия.
[цит] Djon_Preston
( off
)
* (
00:36 23-11-2009
)
Подражание античным образцам уже не находило отзвука в обществе. Главным заказчиком и ценителем литературного труда стало черное духовенство. Монахи были сплошь и рядом и авторами житий. Агиография и литургическая поэзия вышли на передний план. Проповедь аскетизма, смирения, надежд на чудо и потусторонее воздаяние, воспевание религиозного подвига - главное идейное содержание литературы этого рода. Особых высот византийская агиография достигла в ИX столетии. В середине X в.
[цит] Djon_Preston
( off
)
* (
00:37 23-11-2009
)
около полутора сот наиболее популярных житий были обработаны и переписаны видным хронистом Симеоном Метафрастом (Логофетом). Упадок жанра обозначился в следующем, XИ в.:вместо наивных, но живых описаний стали господствовать сухая схема, шаблонные образы, трафаретные сцены жизни святых.
[цит] Djon_Preston
( off
)
* (
00:45 23-11-2009
)
Вместе с тем житиный жанр, неизменно пользовавшийся широчайшей популярностью среди народных масс, оказывал заметное влияние на развитие византийской литературы и в X и в XИ вв. Вульгаризация нередко сочеталась с яркой образностью, реалистичностью описаний, жизненностью деталей, динамизмом сюжета. Среди героев житий нередко оказывались неимущие и обиженные, которые совершая мученический подвиг во славу бога, смело вступали в борьбу с сильными и богатыми, с несправедливостью, неправдой и злом
[цит] Djon_Preston
( off
)
* (
00:45 23-11-2009
)
Нота гуманизма и милосердия - неотъемлемый элемент множества византийских житий. Религиозная тематика доминировала в эту эпоху и в поэтических произведениях. Часть их непосредственно относилась к литургической поэзии (церковные песнопения, гимны), часть посвящалась, как и агиография, прославлению религиозного подвига. Так, Федор Студит стремился опоэтизировать монашеские идеалы и самый распорядок монастырской жизни.
[цит] Djon_Preston
( off
)
* (
00:46 23-11-2009
)
Возрождение литературной традиции, заключавшейся в ориентации на шедевры античности и в их переосмыслении, особенно заметным стало в XИ-XИИ вв., что сказалось на выборе и сюжетов, и жанров, и художественных форм. Как во времена античности, эпистолография, изобиловавшая реминисценциями из древней греко-римской мифологии, стала средтвом ярко эмоционального повествования, самовыражения автора, поднимаясь до уровня изысканной прозы
[цит]