Djon_Preston
( off
)
(
23:00 21-11-2009
)
Один ряд этих условий создаётся самим объектом, другой - познающим субъектом. Отсюда, по Канту, следует, что в продукте познания необходимо различать то , что принадлежит самому объекту, и то, что привнесено природой мышления . Анализируя эту последнюю, Кант указывал на существование т. н. априорных (см. Априори) форм чувственности и рассудка . Эти формы, будучи свойственны лишь субъекту, упорядочивают чувственный опыт и т . о. непосредственно участвуют в формировании системы знания
Djon_Preston
( off
)
(
23:01 21-11-2009
)
Позицию Канта можно рассматривать как логическое завершение линии агностицизма . Показав, что чисто логическим путём невозможно установить соответствие между объективным миром и системой знания и что природа познания не может быть раскрыта без специального анализа познавательных возможностей субъекта , Кант - и именно в силу свойственного ему агностицизма - фактически остановился на полпути.
Djon_Preston
( off
)
(
23:02 21-11-2009
)
Настаивая на существовании принципиальной границы между познанием и действительностью , он не смог объяснить, каким образом познание увеличивает мощь человечества в овладении им природой . В некоторых направлениях и школах послекантовской буржуазной философии элементы Агностицизм оказываются весьма живучими , особенно в области социального познания. Это прежде всего характерно для различных школ позитивизма и неопозитивизма .
Djon_Preston
( off
)
(
23:04 21-11-2009
)
Ещё в начале 20 в. Ленин подверг критике Агностицизм махизма и эмпириокритицизма . В настоящее время одним из характерных выражений Агностицизм является гносеологическая позиция т. н. конвенционализма, согласно которой отношение между фактом и относящимся к нему высказыванием - чисто условно, поскольку возможно описание одного и того же факта в различных высказываниях . Отсюда делается вывод о произвольности познания.
Djon_Preston
( off
)
(
23:05 21-11-2009
)
Но в действительности между различными языками описания обычно могут быть установлены достаточно жёсткие соответствия , не говоря уже о том, что различные, описания, если они соответствуют действительности, дают в принципе одинаковый результат при их практическом применении.
Djon_Preston
( off
)
(
23:05 21-11-2009
)
Другой характерной для неопозитивизма формой Агностицизм является отказ от какого бы то ни было решения вопроса об отношении познания и действительности под предлогом того, что этот вопрос относится к числу ъ метафизическихъ и не допускает ъстрогогоъ решения.
Djon_Preston
( off
)
(
23:07 21-11-2009
)
Неубедительность этой позиции доказывается уже самой историей неопозитивизма , который, вопреки первоначально провозглашенным тезисам, всё более и более вовлекается в обсуждение ъметафизическихъ проблем. Позицию Агностицизм защищает и критический реализм . Один из главных представителей этого направления , Сантаяна, утверждает, например, что познание носит принципиально символический характер и что самое большое , на что можно надеяться, - это окружить объект подходящей символикой
Djon_Preston
( off
)
(
23:07 21-11-2009
)
а затем, быть может, посредством удачного проникновения воображения ( которое само по себе недостоверно), постичь сущность объекта. Согласно Сантаяне, убеждение в истинности познания коренится в конечном счёте в свойственной человеку животной вере . Эта, как и все другие многообразные современные формы
Djon_Preston
( off
)
(
23:09 21-11-2009
)
Агностицизм , основывается на преувеличении отдельных сторон процесса познания , на игнорировании органической взаимосвязи мышления и предметно -практической деятельности. Развивая поставленную немецким классическим идеализмом проблему активной природы познания, диалектический материализм подверг последовательной критике кантовский фгностицизм . В работах К. Маркса, Ф. Энгельса и В. И. Ленина было показано
Djon_Preston
( off
)
(
23:09 21-11-2009
)
что действенность, ъпосюсторонностьъ мышления нельзя установить, оставаясь на точке зрения созерцательного подхода, что для этого необходимо рассмотреть само мышление как момент целостной предметно -чувственной деятельности человека, причём сам человек должен быть понят как исторически - конкретный общественный субъект