Djon_Preston
( off
)
(
22:47 21-11-2009
)
Не путать с атеизмом ни в коем случае.айай. Немного терпения....
Djon_Preston
( off
)
(
22:48 21-11-2009
)
гностицизм (от греческого агностос - недоступный познанию), философское учение, согласно которому не может быть окончательно решен вопрос об истинности познания , получена объективная характеристика окружающей человека действительности . Диалектический материализм, признавая объективность мира , признает и его познаваемость, способность человечества достигать объективной истины . Позиция Агностицизма разделялась в истории философии представителями идеализма (в особенности субъективного),
Djon_Preston
( off
)
(
22:49 21-11-2009
)
а в некоторых случаях, - и материализма. Это обстоятельство служит в диалектическом материализме основанием для выделения вопроса о познаваемости мира в качестве второй стороны основного вопроса философии.
Djon_Preston
( off
)
(
22:51 21-11-2009
)
Термин ъагностицизмъ введён английским естествоиспытателем Гексли в 1869, однако выражение позиции Агностицизма можно обнаружить уже в античной философии, в частности у Протагора, софистов, в античном скептицизме. Первоначальные формы Агностицизма возникли в связи с обнаружением несовершенства , изменчивости знания. Это особенно относилось к проблеме первоначальных оснований всего сущего :
Djon_Preston
( off
)
(
22:51 21-11-2009
)
уже на ранних ступенях развития философии было предложено большое количество вариантов картины мироздания, каждая из которых опиралась на свой особый набор таких первоначал или на одно из них ; но ни один из вариантов не обладал достаточной логической убедительностью. Осознание этого факта и породило скептицизм , а его крайней формой выступил Агностицизм - принципиальное отрицание возможности проникновения разума в подлинную суть вещей .
Djon_Preston
( off
)
(
22:52 21-11-2009
)
Наиболее последовательно в истории философии Агностицизм проведён в системе Юма . Утверждая, что единственным источником познания является опыт , Юм исходил из невозможности подвергнуть его проверке , а отсюда следовала, по его мнению, и невозможность установить адекватность между данными опыта и объективным миром . Например, понятие причинности возникает как результат многократного повторения следования одного явления за другим.
Djon_Preston
( off
)
(
22:53 21-11-2009
)
Обобщая эту повторяемость, мышление делает вывод о существовании причинно - следственной связи между соответствующими явлениями . Однако в действительности, полагал Юм, такой вывод есть лишь продукт мышления.
Djon_Preston
( off
)
(
22:55 21-11-2009
)
Аналогичным образом и всё познание имеет дело лишь с опытом и принципиально не может выйти за его пределы, а потому не может судить о том, каково отношение между опытом и реальностью . Точка зрения Юма и его предшественников явилась своеобразным выражением понимания того , что познание не есть простое копирование действительности , а является сложным процессом освоения объекта субъектом , причём в этом процессе многое определяется творческой активностью субъекта .
Djon_Preston
( off
)
(
22:56 21-11-2009
)
Но если у Юма этот тезис получил скорее негативное выражение, то Кант сделал важный шаг в раскрытии его позитивного содержания . Положив в основание своей теоретико- познавательной концепции резкое разграничение ъвещи в себеъ (которая недоступна познанию как таковая) и ъвещи для насъ, т. е. фактически приняв позицию Агностицизма ,
Djon_Preston
( off
)
(
22:57 21-11-2009
)
Кант использовал это разграничение как отправную точку для анализа внутренней активности познающего мышления . Отсюда возникла его постановка вопроса об условиях познания , в том числе и условиях самого опыта .