Место и время возникновения: Flag of Jamaica.svg Ямайка, особенно Кингстон, 1960-е годы
Годы расцвета: Flag of Jamaica.svg Ямайка, Flag of the United Kingdom.svg Великобритания 1969—1972
Поджанры: Даб, Рагга, Дансхолл, Скинхэд-регги
Родственные: Реггетон, 2 Tone Евро-регги
Производные: Трип-хоп, Драм-энд-бэйс
[цит] Amator
( off
)
* (
19:04 16-01-2014
)
Название
Происхождение термина «реггей» объясняют по-разному. По одной из версий его связывают с английским словосочетанием «рэггид-ритм» (англ. regged rhythm — рваный, истрёпанный ритм), по другой — с жаргонным названием уличной женщины в Кингстоне (столице Ямайки) — «стреггей» (streggae). Упоминается также «регга» (regga) — негритянское племя в Танганьике, говорящее на языке банту. В музыкальном обиходе слово «реггей» впервые появилось в 1968 году в связи с группой «Maytals», диск которой так и назывался — «Do the Reggae»
[цит] Amator
( off
)
* (
19:05 16-01-2014
)
Происхождение
В первой половине XX в. наиболее распространенным музыкальным жанром на Ямайке было менто (mento). Это были песни, исполнявшиеся бродячими музыкантами, представлявшие собой сплав из религиозных гимнов спиричуэлс, рабочих песен, стиля калипсо и всего разнообразия традиций Карибского бассейна. Менто была народной музыкой, аналогичной американскому сельскому блюзу.
После Второй мировой войны на остров проникло множество новой музыки, в основном, из США. Связано это было в основном с тем, что в массовое употребление вошли радиоприемники и, реже, проигрыватели. Ямайцам были особенно близки записи исполнителей в стиле ритм-н-блюз — Бо Дидли (Bo Didley), Фэтс Домино, Луис Джордан (Louis Jordan), Джеймс Браун, а затем и рок-н-ролл (rock-n-roll) — Чак Берри, Литтл Ричард (Little Richard) и др.
В 1950-х на Ямайке возник феномен, который назвали «Ямайской саунд-системой». Большинство населения острова, жившее в крайней бедности, не могло позволить себе иметь проигрыватель. Отдельные предприимчивые и изобретательные ямайцы покупали или собственноручно конструировали достаточно мощные звуковые системы, состоявшие из проигрывателя и усилительной аппаратуры. Они помещали получившийся комплект на тележку, и возили её по городу и сельской местности, устраивая импровизированные дискотеки на площади, углу улицы и т.д
[цит] Amator
( off
)
* (
19:06 16-01-2014
)
В конце 1950-х некоторые предприниматели или известные владельцы «звуковых систем» стали открывать частные музыкальные студии, в которых записывались местных артисты и выпускались их пластинки. С этого и началась развиваться собственно ямайская музыкальная индустрия, центром которой оказалась столица страны — Кингстон. На первых пластинками, выпущенными на Ямайке, были записи местных «звезд» ритм-н-блюза: Деррика Моргана (Derrick Morgan), Оуэна Грэя (Owen Gray), Джеки Эдвардса (Jackie Edwards) и др.
Приспосабливая американский ритм-н-блюз к особенностям карибской ритмики, ямайские музыканты изобрели новый стиль. Новому стилю, получившему название ска (ska), было свойственно то же покачивание и акцентирование слабой доли, которое позже перешло и в рэгги. Мелодическую линию вела главным образом духовая секция. Наибольшую популярность приобрели коллективы: «Скаталайтс» (Skatalites), «Ска Кингс» (Ska Kings) и «Соул Вендорз» (Soul Vendors). Распространение также получили вокальные группы («Соулеттс»/Soulettes, «Блу Бастерз»/Blue Busters) и отдельные певцы, выступавшие при поддержке инструментальных коллективов (Джимми Клифф/Jimmy Cliff, Стрэйнджер Коул/Stranger Cole). В середине 1960-х несколько записей со «Скаталайтс» сделал и Боб Марли.
[цит] Amator
( off
)
* (
19:06 16-01-2014
)
Приспосабливая виниловые пластинки к потребностям дискотек, исполнители старались всячески видоизменить их оригинальное звучание. Они выводили на первый план одни инструменты и приглушая другие. Таким образом возникло новое направление ямайской музыки — даб (dub). Среди самых первых экспериментаторов в дабе были Кинг Табби (King Tubby) и Ли «Скрэтч» Перри (Lee «Scratch» Perry).
Во второй половине 1960-х соединение ска с госпел и музыкой соул (soul) дало новый стиль рок-стэди (rock steady), которые является непосредственной предтечей рэгги. В нём проявились практически все основные черты рэгги, за исключением того, что он был быстрее рэгги по темпу. Основной аудиторией стилдя рок-стэди была бедная молодежь городских кварталов Ямайки.
Во второй половине 1960-х верхние строчки ямайских хит-парадов занимали такие группы, как «Антачеблз» (Untouchables), «Мэйтолз» (Maytals), «Мэйтонз» (Maytones), «Сликерз» (Slickers) и «Хептонз» (Heptones). Среди исполнителей — Дезмонд Деккер (Desmond Dekker), Делрой Уилсон (Delroy Wilson) и Элтон Эллис (Alton Ellis). С этого времени ямайская музыка начала проникать в США и Европу. Характерным примером служит песня «Битлз» Об-Ла-Ди Об-Ла-Да, 1968, которая представляет собой имитацию рок-стэди. В конце 1960-х темп рок-стэди стал более медленным и неспешным, большую роль приобрела электрогитара. Так постепенно оформился стиль, который получил название рэгги
[цит] Amator
( off
)
* (
19:07 16-01-2014
)
Обострения борьбы чёрного населения США за свои права, время «Чёрной революции» и расцвета движения «Черная власть» (Black Power) отразилось и на ямайской музыке. Песни протеста, написанные в конце 1960-х, содержали призывы вернуться к корням и сопротивляться системе, подавляющей чёрного человека. Песни регги вместо безобидной лирики, всё больше наполнеялись растафарианской символикой и библейскими образами и сюжетами.
Наиболее известными рэгги-группами рубежа 1960—1970-х были «Апсеттерз» (The Upsetters), «Бёрнин Спиир» (Burning Spear), «Уэйлерз» (The Wailers) и «Эбиссинианс» (The Abyssinians).
В начале 1970-х на первый план выдвигается группа Боба Марли «Уэйлерз», третий альбом которой стал мировой сенсацией.
С середины 1970-х стиль рэгги стал общемировым культурным феноменом, а Боб Марли — символом этого явления. Элементы рэгги проникают в различные музыкальные стили, а его ритмика привлекает множество слушателей и музыкантов.
[цит]
[ред.
Amator
16-01-2014 в 19:07] Amator
( off
)
* (
19:08 16-01-2014
)
Растафари
Рэгги в большинстве случаев связано с растафарианством, религиозным течением, распространившемся в 20 в. на Ямайке и представляющем своеобразное смешение христианства с иудаизмом, причем, что немаловажно, с определенным расовым уклоном. В характерной манере для новых африкано-американских религиозных течений, во множестве появлявшихся в первой половине 20 в., растафарианство настаивает на том, что Иисус Христос и все библейские герои были черными, избранный народ иудейский — это тоже чёрная раса, а Земля Обетованная — это Эфиопия. Под Вавилоном, в котором вынуждены пребывать плененные растафарианцы (и из которого ожидается Исход), подразумевается весь Западный мир, порабощенный капиталистической системой. Представителем Бога Джа (Jah — сокращение от Иеговы) на Земле считался эфиопский император Хайле Селассие I, до воцарения на троне в 1930 именовавшийся Рас Тэфэри Мэконнын (то есть принц Тэфэри Мэконнын) — отсюда и термин «растафарианство»
[цит] Amator
( off
)
* (
19:15 16-01-2014
)
Фильмы
«Reggae» (1970) — документальный
«The Harder They Come» (1972) — художественный
«Rockers» (1978) — художественный
«Reggae — The Story of Jamaican Music» (2002) — документальный
«Roots Time» (2004) — художественный
«Радуга» (2005) — документальный
«Made in Jamaica» (2006) — документальный
«Марли» (2012) — документальный
[цит] Amator
( off
)
* (
19:15 16-01-2014
)
Литература
Stephen Davis and Peter Simon, Reggae International (1982)
Stephen Davis and Peter Simon, Reggae Bloodlines, rev. ed. (1979, reissued 1992)
Malika Lee Whitney and Dermott Hussey, Bob Marley: Reggae King of the World, 2nd ed. (1994)
Kevin O’Brien Chang and Wayne Chen, Reggae Routes (1998)
Chuck Foster, Roots, Rock, Reggae: An Oral History of Reggae Music from Ska to Dancehall (1999)
Lloyd Bradley, Prince Buster. This Is Reggae Music: The Story of Jamaica’s Music. Grove Press (2001)
Steve Barrow, Peter Dalton. The Rough Guide to Reggae. Rough Guides; 2nd edition (2001)
Dave Thompson, Reggae
[цит] Jadas
( off
)
* (
08:37 04-02-2014
)
Поставьте тему в топ и закройте. Полезная информация должна быть на виду :)
[цит]