Старый_Киргиз
( off
)
(
12:29 26-11-2013
)
Собственно вот она: "За Иорданом и проч., лишь только уразумеешь тайну двенадцати – и Моисей написал также закон. И ханаанеин тогда был на земле; на горе божией будет открыто; потому также вот постель его постель железная; тогда узнаешь истину".
Старый_Киргиз
( off
)
(
12:29 26-11-2013
)
Спиноза натолкнулся на одно очень туманное высказывание Ибн-Эзры в его комментариях к Второзаконию: "За Иорданом и проч., лишь только уразумеешь тайну двенадцати – и Моисей написал также закон. И ханаанеин тогда был на земле; на горе божией будет открыто; потому также вот постель его постель железная; тогда узнаешь истину". На первый взгляд кажется, что здесь какая-то бессмыслица, пустой набор слов. Но ведь Ибн-Эзра сулил истину тому, кто разгадает загадку!
Старый_Киргиз
( off
)
(
12:30 26-11-2013
)
Спиноза хотел найти истину и дал свое решение этой загадки. Разберем его и посмотрим, в какой мере оно правдоподобно.
1.
"За Иорданом..." Второзаконие начинается словами о том, что Моисей говорил "всем израильтянам за Иорданом" (Второзаконие, гл.I, ст.1.). Имеется, конечно, в виду восточный берег Иордана, тот, с которого израильтяне пришли и с которого переправились на западный берег, в Ханаан, а не внутренний, ханаанский берег, так как Моисей, по Библии, не переходил Иордана,
Старый_Киргиз
( off
)
(
12:30 26-11-2013
)
а умер на его восточном берегу. Но если написано, что Моисей говорил "за Иорданом", значит, сам писавший в это время находился по эту сторону Иордана, на западном его берегу. Значит, рассуждал Спиноза, Моисей никак не мог написать Второзаконие. Вот почему Ибн-Эзра многозначительно указывает на слова "за Иорданом".
Старый_Киргиз
( off
)
(
12:30 26-11-2013
)
2.
"Тайна двенадцати..." Эту тайну Спиноза толкует следующим образом. В Библии несколько раз говориться, что весь закон Моисеев был написан по окружности алтаря, а алтарь этот состоял, как принято считать в раввинской литературе, из двенадцати камней. Много ли можно написать, вернее начертать, выбить, на двенадцати камнях? Во всяком случае текст пяти библейских книг, которые считаются Моисеевыми, никак не уместиться на этих двенадцати камнях.
Старый_Киргиз
( off
)
(
12:31 26-11-2013
)
Следовательно, говорит Спиноза, Моисеев закон был несравненно меньше, чем Пятикнижие. Значит, Пятикнижие в целом не должно приписываться Моисею.
3.
"И написал Моисей закон..." Это слова из Второзакония (Там же, гл.XXXI, ст.9.). Зачем бы стал Моисей писать о себе в третьем лице? Казалось бы, он должен был сказать о себе: "я написал закон!" Значит, не он писал эти слова, а кто-то другой.
Старый_Киргиз
( off
)
(
12:31 26-11-2013
)
4.
"Ханаанеин тогда был на земле..." Эти слова из первой книги Пятикнижия, из книги Бытия (Бытие, гл.XII, ст.6.). Если сказано, чтотогда былханаанеин в этой стране, значит, имеется в виду, что теперь его там нет. А ханаанеи были изгнаны из своей страны евреями, как говорится в Библии, после смерти Моисея. Следовательно, рассуждает Спиноза, эти слова были написаны не Моисеем, а кем-то другим и после смерти Моисея, когда "ханаанеина" в Ханаане уже не было.
Старый_Киргиз
( off
)
(
12:31 26-11-2013
)
5.
"Гора божия..." Это тоже из книги Бытия (Там же, гл.XXII, ст.14.). Речь идет о горе Мория. Но название божией гора Мория получила только после того, как было решено построить на ней храм, а это было сделано, как рассказывается в Библии, много позже после смерти Моисея. Значит, Моисей не мог называть ее божией и это место книги Бытия тоже написано не Моисеем.
Старый_Киргиз
( off
)
(
12:32 26-11-2013
)
6.
"Постель его – постель железная..." Это из книги Второзакония (Второзаконие, гл.III, ст.11.), в которой рассказывается о том, как евреи, предводительствуемые Моисеем, победили царя Васанского Ога. После рассказа об этом событии следует ссылка на "одр", т.е. кровать побежденного царя: "вот, одр его, одр железный, и теперь в Равве, у сынов Аммоновых" (Там же).
Спиноза указывает на то, что так можно говорить только о событиях, происходивших давно.
Старый_Киргиз
( off
)
(
12:33 26-11-2013
)
В подтверждение он еще ссылается на другую библейскую книгу – II книгу Самуила (в русских изданиях Библии книги Смауила называются I и II книгами Царств). Там рассказывается, что царь Давид взял с боем город Рабат (Равва), принадлежавший аммонитянам. Найти одр царя Ога евреи могли в Рабате (Равве) только после завоевания этого города. Значит, ссылка Второзакония на то, что одр находится в Рабате (Равве), может относиться не ко временам Моисея,