Порочный
( off
)
(
19:50 02-02-2013
)
Чистому сердцу Макара и на земле открывается рай. (Вот почему такой ревностный защитник православия, как К. Леонтьев, засомневался в истинной религиозности Достоевского, назвав ее «розовым христианством».) Фигура странника Макара возвышается над «беспорядком» и хаосом современного ему русского общества. Все «члены случайного семейства» «ищущие», он один — «нашедший».
Порочный
( off
)
(
19:51 02-02-2013
)
Наступление эпохи капитализма, где все покупается и продается, означает неизбежный уход идеи бога от людей, распад на «случайные семейства» человеческой семьи, замену общения обособлением. Так видели Версилов и сам Достоевский «последний день европейского человечества». Но в русском народе, считал писатель, вера еще крепка и общение не нарушено. В образе Макара Достоевский и воплотил эту идею «всеединства».
Порочный
( off
)
(
19:51 02-02-2013
)
По мысли Достоевского, возвращение Версилова к Софье Андреевне в конце романа и признание им страннической правды Макара Ивановича означают торжество народного начала над индивидуальным, ненародным, означают возврат «европейского цивилизатора» Версилова к русскому народу.
Порочный
( off
)
(
19:51 02-02-2013
)
И все же Макар, как и другие положительные типы Достоевского — князь, Мышкин, архиерей Тихон в «Бесах», старец Зосима в «Братьях Карамазовых» - -только странники в миру, юродивые, монахи, восхищающие и привлекающие сердца, но не творящие жизни.
Порочный
( off
)
(
19:52 02-02-2013
)
И хотя, по Достоевскому, приобщение Версилова к «народной правде» является и для подростка концом его блужданий, обретением настоящей точки опоры, все же писатель и сам чувствовал, что моральной проповеди Макара Ивановича явно недостаточно для утоления духовного голода Аркадия Долгорукого.
Порочный
( off
)
(
19:52 02-02-2013
)
Странничество не могло спасти мир от «беса национального богатства», от беса капитализма, и в черновых тетрадях к роману Достоевский от имени подростка подчеркивает утопичность и иллюзорность образа Макара: «Один Макар в порядке, но разве он возможен?»
Порочный
( off
)
(
19:52 02-02-2013
)
Моральная проповедь Макара Ивановича привлекает Аркадия твердым спокойствием и добротой, но он невольно тянется к сомневающемуся и непрямиренному отцу. Задумав отдать предпочтение народному смирению в образе Макара Ивановича, Достоевский приводит своего героя к «грешному» отцу — Версилову.
Порочный
( off
)
(
19:53 02-02-2013
)
Начала дворянское и народное не примирились, как хотелось бы Достоевскому, который видел выход из «беспорядка», из «разложения» современной ему России в слиянии идеалов высшего культурного слоя в лице Версилова и народной правды в лице Макара Ивановича. «Подросток» кончается тем, что Аркадию предстоит найти свой собственный путь, соединив опыт его двух отцов — Версилова и Макара -Ивановича.
Порочный
( off
)
(
19:53 02-02-2013
)
Прошло 100 лет со дня выхода «Подростка», но роман Достоевского не потерял своего значения и в наши дни. Идейные и моральные поиски и блуждания Аркадия Долгорукого — это, в конечном итоге, отрицание писателем буржуазного индивидуализма и аморализма. История молодой души, соблазненной бесчисленными «бесами» капитализма и пытающейся найти хоть какую-нибудь нравственную опору против этих бесов, составляет основное содержание романа.
Порочный
( off
)
(
19:53 02-02-2013
)
«Ротшильдовская идея» перестала владеть подростком, ибо он понял несостоятельность ее как идеи «свободы, над определением которой бьется мир». Аркадий не заразился «страшной возможностью разврата», его «безгрешная душа» вышла чистой из суровых испытаний жизни, лучшие силы его натуры помогли ему победить соблазны повой капиталистической эпохи.