Порочный
( off
)
(
19:39 02-02-2013
)
Тайна личности Версилова в его роковой раздвоенности. Он болен всеми недугами современной ему капиталистической цивилизации. Все зыблется, колеблется и двоится в его сознании: идеи — двусмысленны, истина — относительна, вера — неверие. Он может плакать настоящими слезами над умирающей Европой и говорить горькие и страшные слова о любви к человечеству: «Друг мой,— признается он сыну,—любить людей так, как они есть, невозможно, И однако же должно...
Порочный
( off
)
(
19:39 02-02-2013
)
Любить своего ближнего и не презирать его — невозможно. По-моему, человек создан с физическою невозможностью любить своего ближнего. Тут какая-то ошибка в словах с самого начала, и «любовь к человечеству» надо понимать лишь к тому человечеству, которое ты же сам и создал в душе своей... и которого поэтому никогда и не будет на самом деле».
Порочный
( off
)
(
19:41 02-02-2013
)
Символически раздвоенность Версилова' подтверждается в эпизоде со старинным образом, завещанным ему Макаром Ивановичем. Версилов разбивает образ, который раскалывается точно на две половины.Версилов жил в двойственную, переломную и переходную эпоху в истории России середины XIX века. И эта эпоха наложила неизбежный отпечаток на его разум и сердце.
Порочный
( off
)
(
19:42 02-02-2013
)
Трагическая раздвоенность Версилова определяет в свою очередь участь двойной семьи, его раздвоение переходит в раздвоение детей. Кризис общения человечества, вступающего в антигуманную капиталистическую эпоху, показан Достоевским в органической ячейке, из которой вырастает общество,—в семье: раздвоение в душе Версилова отражается прежде всего на его семье.
Порочный
( off
)
(
19:43 02-02-2013
)
Наиболее ярко раздвоение Версилова проявляется в его любви-ненависти к Ахматовой, причем эта любовь-ненависть проходит скрытым напряжением через весь роман, придавая ему динамическое единство. Тайна природы человеческой чаще всего раскрывается в отношениях мужчины и женщины. Любовь к Катерине Николаевне вовлекает Версилова в стихию такой огненной страсти, какую, пожалуй, трудно найти в мировой литературе.
Порочный
( off
)
(
19:43 02-02-2013
)
Эта огненная страсть скрыта под внешним обличаем спокойствия. Временами кажется, что Версилов — потухший вулкан, хотя мы постоянно чувствуем его подземные толчки. Достоевский вскрывает противоречие и полярность в самой природе этой страсти.
Порочный
( off
)
(
19:44 02-02-2013
)
Два лика Версилова воплощены в двух женских фигурах, связанных с его судьбой: у героя двойная жизнь, двойная любовь. Жену свою, Софъю Андреевну, он любит глубокой сострадательной любовью, к Катерине Николаевне влечется непреодолимой страстью. Первая любовь изображена в светлых и нежных тонах, вторая — окутана таинственным мраком.
Порочный
( off
)
(
19:44 02-02-2013
)
Любовь-жалость к Софье Андреевне оказалась сильнее самой огненной страсти. В бессловесной крестьянке живет образ вечной женственности, Софии («кроткие» женщины Достоевского — София Ивановна в «Братьях Карамазовых», София Матвеевна в «Бесах», Соня Мармеладова в «Преступлении и наказании» — обычно носят имя Софии — премудрости).
Порочный
( off
)
(
19:44 02-02-2013
)
Оторвавшемуся от народной почвы, гордому русскому скитальцу Версилову противостоит в жене религиозное начало, заключающееся, по Достоевскому, в терпении и смирении. Софья Андреевна смиренно несет свой крест, выпавший на ее долю, веря в конечную победу добра. Благодаря Софье Андреевне Версилов не погибает, после страшного кризиса он воскресает духовно: «От мамы он уже не отходит и уж никогда не отойдет более.
Порочный
( off
)
(
19:45 02-02-2013
)
Он даже получил «дар слезный»... Все, что было в нем идеального, еще сильнее выступило вперед». Но Версилова спасли также «карамазовская» жажда жизни, вера в нее и любовь к ней. «Я ведь знаю, что я бесконечно силен... меня ничем не разрушишь, ничем не истребишь... Я живуч, как дворовая собака».