Порочный
( off
)
(
19:26 02-02-2013
)
В своем искании истины Аркадий Долгорукий переходит из одного «круга» в другой, как бы проверяя и «разгадывая» каждую из встреченных им на жизненном пути «правд»: от надежды на бескорыстие дружбы — к постоянной «загадке» — Версилову, от веры в спасительность женской любви — к народной правде «странника» Макара Долгорукого, от идеи стать Ротшильдом — к народническим спорам об исторической роли России.
Порочный
( off
)
(
19:27 02-02-2013
)
Эти споры в романе происходят в кружке Дергачева. В одной из черновых записей к роману Версилов говорит сыну: «Вот ты выбрал идею о Ротшильде. Этой идеей ты можешь тоже свидетельствовать о нравственном беспорядке. Ты хочешь удалиться в свою нору от всех и берешь к тому меры... Долгушины — нравственный беспорядок».
Порочный
( off
)
(
19:27 02-02-2013
)
В июле 1874 года в Петербурге происходил процесс по делу революционера-народника Долгушина н его кружка. Долгушинцы призывали к уничтожению императорской фамилии. Известно, что они стремились создать «религию братства» и основывали своп коммунизм на евангельском идеале. Достоевский воспользовался подробностями процесса для изображения в романе «Подросток» кружка Дергачева.
Порочный
( off
)
(
19:27 02-02-2013
)
В черновых записях Дергачев еще носит имя Долгушина. Эти же записи позволяют предположить, что первоначально революционному народничеству 70-х годов в романе отводилось значительно более важное место. В окончательном тексте романа кружку Дергачева-Долгу-шина посвящена лишь одна небольшая сцена.
Порочный
( off
)
(
19:28 02-02-2013
)
Но даже если сравнить эту сиену— заседание кружка Дергачева—с характеристикой революционеров в предыдущем романе Достоевского «Бесы», бросается в глаза изменение взгляда писателя па социальное движение в России.
Порочный
( off
)
(
19:28 02-02-2013
)
Самом большой загадкой па пути исканий Аркадия является фигура его отца, человека разочарованного, страдающего, гордого, одинокого, «вечного скитальца», тоскующего по религиозному идеалу и в то же время неверующего. Ведь именно Версилов дал первоначальный и всеопределяющий толчок духовным исканиям сына: «Это правда, что появление этого человека в жизни моей, то есть на миг, еще в первом детстве, было тем фатальным толчком, с которого началось мое сознание.
Порочный
( off
)
(
19:28 02-02-2013
)
Не встреться он мне тогда — мой ум, мой склад мыслей, моя судьба, наверно, были бы иные, несмотря даже на предопределенный мне судьбою характер, которого я бы все-таки не избегнул».
Порочный
( off
)
(
19:29 02-02-2013
)
Драматическая семейная история Версилова сложилась под влиянием антикрепостнических идей 1840-х годов. Перед тем как появиться в деревне. Версилов знакомится с двумя произведениями, о которых не случайно упоминает Достоевский,— с «Антоном Горемыкой» Д. Григоровича и «Полинькой Сакс» А. Дружинина.
[ред.
Порочный
02-02-2013 в 19:37] Порочный
( off
)
(
19:29 02-02-2013
)
В повести Григоровича рассказывалось о совершенной беззащитности простого, умного, доброго мужика перед помещиком и управляющим, а «Полинька Сакс» повествует о трагической судьбе женщины, которой крепостническое общество дало неправильное воспитание.
Порочный
( off
)
(
19:30 02-02-2013
)
Версилов, как он сам иронически выражался, прошел через «необъятное цивилизующее влияние» «Антона Горемыки» и «Полиньки Сакс», то есть признал, что «мужик — это тоже человек» и что женщина должна иметь равные права с мужчиной, «О, мы тогда все кипели ревностью делать добро,— вспоминает Версилов о 40-х годах,—служить гражданским целям, высшей идее; осуждали чины, родовые права наши, деревни и даже ломбард, по крайней мере, некоторые из нас...