Порочный
( off
)
* (
19:16 02-02-2013
)
Приступал в начале 1874 года к работе над романом «Подросток», Достоевский решил написать утопию о «детском рае», об особой детской общине, которая живет по своим собственным нравственным законам. Но этот замысел постепенно исчезает и заменяется другим. Достоевский возвращается к неосуществленному плану романа «Житие великого грешника», над которым он работал еще в 1869 году.Он записывает в черновой тетради: «Полное заглавие романа «Подросток». Исповедь великого грешника, писанная для себя». Фабула «Подростка» вбирает в себя неиспользованный материал «Жития». Более того: Аркадий Долгорукий наследует также от «великого грешника» и свою «идею». План «Жития» начинается с заметки: «накопление богатства». Жаждущий власти и могущества, «великий грешник», наконец, «устанавливается на деньгах», ибо «страшно уверен, что все само придет: деньги разрешают все вопросы».
[цит]
Порочный
( off
)
* (
19:17 02-02-2013
)
Далее следует очень важная запись Достоевского: «Хотя деньги и страшно его устанавливают на известной твердой точке и решают все вопросы, но иногда точка колеблется (поэзия и много другого), и он не может найти выхода. Это-то состояние колебания и составляет роман». Вся эта характеристика «великого грешника» целиком переходит к Аркадию Долгорукому.
[цит] Порочный
( off
)
* (
19:17 02-02-2013
)
Возвращение к старому замыслу произошло отчасти под влиянием Пушкина. Размышляя над «Подростком», Достоевский «упивается восторгом», перечитывая «Скупого рыцаря», и идея этого гениального произведения — «власть денег» и «власть через деньги» — снова оживает в его творческом воображении.
[цит] Порочный
( off
)
* (
19:18 02-02-2013
)
Но главным толчком к реализации этого замысла послужила сама пореформенная Россия. Множество фактов из окружающей жизни воспринимались Достоевским как зловещие признаки жуткой болезни, охватившей все слои общества, после того как «все в России переворотилось». Достоевский оказался внимательным читателем статьи Н. К. Михайловского о «Бесах» в журнале «Отечественные записки» (1873, № 2).
[цит] Порочный
( off
)
* (
19:18 02-02-2013
)
«Как! Россия, этот бесноватый больной, вами изображаемый, перепоясывается железными дорогами,— писал Михайловский,— усыпается фабриками и банками,— и в вашем романс пег ни одной черты из этого мира! Вы сосредоточиваете свое внимание на ничтожной горсти безумцев и негодяев!
[цит] Порочный
( off
)
* (
19:19 02-02-2013
)
В вашем романе нет беса национального богатства, беса самого распространенного и менее всякого другого знающего границы добра и зла... Вы не за тех бесов ухватились... Рисуйте действительно нераскаянных грешников, рисуйте фанатиков собственной персоны... богатства для богатства».
[цит] Порочный
( off
)
* (
19:19 02-02-2013
)
Вместе с социально-экономической основой старого феодально-крепостнического строя стали быстро разрушаться и все нравственные устои. Рушилось старое патриархальное «благообразие», капитализм принес распад, «беспорядок» (в черновых записях роман «Подросток» назван «Беспорядком»), и в первую очередь распад вековых семейных устоев. «Разложение — главная видимая мысль романа»,— формулировал Достоевский свою задачу в одной из ранних записей к «Подростку».
[цит] Порочный
( off
)
* (
19:19 02-02-2013
)
«Детский рай» в пореформенной России оказался невозможен: все заразились «бесом национального богатства», тлетворным влиянием страшного капиталистического мира, где «человек может быть самым обыкновенным, деньги дадут ему все, то есть власть и право презрения». Главный герой романа — подросток, «фанатик собственной персоны»,— одолеваем бесом «богатства для богатства».
[цит] Порочный
( off
)
* (
19:20 02-02-2013
)
«Я взял душу безгрешную,— писал Достоевский в «Дневнике писателя» за 1876 год,— но уже загаженную страшною возможностью разврата, раннею ненавистью за ничтожность и «случайность» свою и тою широкостью, с которою еще целомудренная душа уже допускает сознательно порок в свои мысли, уже лелеет его в сердце своем, любуется им еще в стыдливых, но уже дерзких и бурных мечтах своих — все это оставленное единственно на свои силы и на свое разумение, да еще, правда, на бога.
[цит] Порочный
( off
)
* (
19:21 02-02-2013
)
Все это выкидыши общества, «случайные» члены «случайных» семей».
[цит]