Порочный
( off
)
* (
19:45 02-02-2013
)
Эта жажда жизни, доверие к ней и любящее сердце Софьи Андреевны спасли и Аркадия Долгорукого. Он также раздвоен, как и его отец. С одной стороны, его «идея», то есть «уединение и обособление», с другой — загадочный мир Версилова, который волнует и влечет его.
[цит] Порочный
( off
)
* (
19:45 02-02-2013
)
С каждой главой разрыв между идеей подростка и его влечением к отцу углубляется. Аркадий обожает Версилова и одновременно бунтует против него. В этом притяжении-отталкивании, в этой любви-ненависти заключается важная проблема романа -— проблема общения человека.
[цит] Порочный
( off
)
* (
19:46 02-02-2013
)
Горький опыт падения и страстей не проходит даром для подростка. Разгадывая тайну личности Версилова, Аркадий разгадывает и тайну собственной личности. Из подростка Аркадий становится взрослым и осознает трагическое раздвоение своей натуры, символами которого являются Версилов (благородная мечта об отце, а отсюда и тяга к общению с ним и людьми) и Тушар (лакейство и трусость, «идея стать Ротшильдом», и, как следствие этой идеи,— обособление от отца и людей).
[цит] Порочный
( off
)
* (
19:46 02-02-2013
)
Двойственность, противоречивость души—последняя правда об отце и сыне. И только поняв эту правду, то есть разгадав тайну своей личности и тайну Версилова, Аркадий «вдруг почувствовал, что перевоспитал себя самого».
[цит] Порочный
( off
)
* (
19:47 02-02-2013
)
В заключении к своим запискам подросток-пишет: «Старая жизнь отошла совсем, а новая едва начинается». Аркадий не погиб в хаосе, «беспорядке»:' опыт перевоспитал его и закалил для новой жизни. «Подросток» завершается верой в новую жизнь, в новый идеал красоты. Этой верой Аркадий был обязан и Версилову — идеалисту поколения 1840-х годов, завещавшего своим детям вечное горение и жажду идеала, и Макару Ивановичу — верующему страннику из народа.
[цит] Порочный
( off
)
* (
19:47 02-02-2013
)
В образе Макара Долгорукого находит свое воплощение религиозный мотив романа. Макар — выражение того духовного «благообразия», которое утрачено высшим сословием и по которому так томится подросток. Зарождение этого образа восходит ко времени работы писателя над романом «Идиот»: Макар воплощает мечту писателя о «положительно-прекрасном человеке». Но тематически Макар связан не с князем Львом Николаевичем Мышкиным, а с героем стихотворения Некрасова «Влас».
[цит] Порочный
( off
)
* (
19:48 02-02-2013
)
В «Дневнике писателя» Достоевский восторженно отзывается о Власе, и фигура странника, бродящего по России и собирающего на церковь, повлияла на концепцию образа Макара. Но Достоевский вкладывает в образ Макара и свои представления о народном идеале святости. Писатель подчеркивает, что этот идеал чужд византийской строгости и монашеского аскетизма.
[цит] Порочный
( off
)
* (
19:49 02-02-2013
)
Макар паломничает по монастырям, восхваляет пустыню, но «ни в пустыню, ни в монастырь ни за что не пойдет, потому что в высшей степени «бродяга». Достоевский создает своих народных святых вне церковно-монашеских традиций, их богословие ограничено тайной этого мира и не стремится к тайнам небесным.
[цит] Порочный
( off
)
* (
19:50 02-02-2013
)
Недаром воспоминания о своем паломничестве в Богородский монастырь Макар заканчивает словами: «Хорошо на свете, милый!.. А что тайна, то оно тем даже и лучше; страшно оно сердцу и дивно, и страх сей к веселию сердца: «Все в тебе, господи, и я сам в тебе и приими меня!» По христианскому учению, «мир во зле лежит», и поэтому идеалом является отречение от всего мирского.
[цит] Порочный
( off
)
* (
19:50 02-02-2013
)
А Макар убежден, что в мире преобладает добро. Не проклято, а благословенно все на этой земле, в этом мире, благословенна и сама земля, на которой должно наступить царствие небесное.
[цит]