Порочный
( off
)
(
19:21 02-02-2013
)
«Спросят: что такое эта случайность и что я под этим подразумеваю? Отвечаю: случайность современного русского семейства, по-моему, состоит в утрате современными отцами всякой общей идеи в отношении к своим семействам, общей для всех отцов, связующей их самих между собою, в которую бы они сами верили и научили бы так верить детей своих, передали бы им эту веру в жизнь»,— читаем мы в «Дневнике писателя» за 1877 год.
Порочный
( off
)
(
19:21 02-02-2013
)
«Подросток» — роман о «случайном семействе». Достоевскому принадлежит открытие этой темы. Философу и критику Н. Н. Страхову Достоевский пишет в 1871 году о русской литературе: «А знаете —ведь это все помещичья литература. Она сказала все, что имела сказать (великолепно у Льва Толстого). Но это в высшей степени помещичье слово было последним. Нового слова, заменяющего помещичье, еще не было».
Порочный
( off
)
(
19:22 02-02-2013
)
Этим новым словом и стал роман «Подросток».Роман написан как художественный ответ семейным хроникам и «Войне и миру» Л. Н. Толстого. На смену благополучным семействам Иртеньевых и Ростовых пришла семейная хроника разночинца.История двадцатилетнего юноши-подростка Аркадия Долгорукого — это «история его первых шагов на жизненном поприще», это «поэма о том, как вступил подросток в свет.
Порочный
( off
)
(
19:23 02-02-2013
)
Это история его исканий, надежд, разочарований, порчи, возрождения, науки — история самого милого, самого симпатичного существа». Аркадий —сын помещика Версилова и жены садовника Макара Долгорукого Софьи Долгорукой, незаконный, «случайный сын» «случайного семейства».От унижений и страданий незаконнорожденности подросток спасается в свою «идею», обособляется.
Порочный
( off
)
(
19:23 02-02-2013
)
Смысл его жизненной драмы выражает Версилов. «Видишь, друг мой,— говорит он сыну,—я давно уже знал, что у нас есть дети, уже с детства задумывающиеся над своей семьей, оскорбленные неблагообразием отцов своих и среды своей... Я всегда воображал тебя одним из тех маленьких, но сознающих свою даровитость и уединяющихся существ.., Беда этим существам, оставленным на одни свои силы и грезы и с страстной, слишком ранней и почти мстительной жаждой благообразия».
Порочный
( off
)
(
19:24 02-02-2013
)
В неопытной голове Аркадия зародилась идея, взятая из того самого капиталистического мира, который он презирал. Идея подростка состояла в том, чтобы стать Ротшильдом, чтобы с помощью денег добиться свободы и независимости, из гонимого, презираемого и третируемого сделаться «властелином и господином». В этой мечте чувствуется и непомерная гордость уязвленного самолюбия, и желание отомстить за зло, причиненное ему людьми: за обманутую доверчивость, насмешки, жестокое детство.
Порочный
( off
)
(
19:24 02-02-2013
)
Ради своей идеи Аркадий решил порвать все связи, соединявшие его с семьей, с товарищами, не пойти в университет, отказаться от благополучной карьеры. «Миллион» даст ему возможность «все порвать И уйти к себе!.. К себе, к одному себе!».
Порочный
( off
)
(
19:25 02-02-2013
)
Подросток не собирается пользоваться богатством, как пользуется им настоящий Ротшильд, он не хочет никого «давить и мучить», с него, как и с пушкинского скупого рыцаря, «довольно» лишь «сознанья», что он богат, а следовательно, как он ошибочно думает, и независим: «У меня сила, и я спокоен».Мало того что Аркадий не хочет с помощью денег никого «давить и мучить», он, оказывается, став Ротшильдом, возможно, совсем откажется о г своих миллионов: «Тогда...
Порочный
( off
)
(
19:25 02-02-2013
)
я отдам все мои миллионы людям; пусть общество распределит там все мое богатство, а я — я вновь смешаюсь с ничтожеством! Может быть, даже обращусь в... нищего».Но в подростке, в отличие от людей «ротшильдовского» типа, не было цельности. Аркадий был слишком чист и совестлив, его искания правды, обуревающие его противоречивые чувства при столкновении с людьми то и дело отвлекали от выполнения намеченной цели.
Порочный
( off
)
(
19:26 02-02-2013
)
И постепенно высокие требования «большого сердца», порывы юного героя к добру и правде вытеснили в подростке его идею. После всего пережитого и увиденного эта идея меркнет, и Аркадий начинает думать, «что зло, что добро».