atom666
( off
)
(
16:59 28-01-2013
)
Открытие палеолитического искусства,
представленного главным образом
наскальными рисунками в Западной Европе, в
своё время явилось настоящей сенсацией.
Тогда в середине XIX века, не знали искусства
старше древнеегипетского или кельтского,
поэтому предполагалось, что любые
предшествующие формы, которые ещё могут
быть открыты, будут неизбежно гораздо более
примитивными. Нелегко было поверить в то,
что в глубине веков - от десяти до тридцати
тысяч лет назад - в Европе существовало
искусство, достойное восхищения. Рисунки,
гравюры, разнообразные статуэтки
свидетельствуют о том, первобытные охотники
были не такими примитивными, какими они
представлялись ранее. Эти современники
мамонтов и шерстистых носорогов поднялись
на такой художественный уровень, который
оставался недостижимым для последующих
поколений людей в течение многих
тысячелетий.
atom666
( off
)
(
17:00 28-01-2013
)
Первые рисунки были открыти свыше 120 лет
тому назад, но только в начале нашего века они
были осмыслены как относящиеся к
палеолитической эпохе.
В историю искусства навсегда вошло имя
Марселино де Саутуолы, первооткрывателя
настенных рисунков в пещере Альтамира,
называемой “Сикстинской капеллой
первобытного искусства”. Саутуола исследовал
пещеры, находящиеся в окрестности того
места, где он жил. Альтамиру он впервые
посетил в 1875 году.
[ред.
atom666
28-01-2013 в 17:00] atom666
( off
)
(
17:01 28-01-2013
)
Затем, ознакомившись в
Париже с богатым собранием гравюр на костях
с зооморфными изображениями и
орнаментацией, он решил ещё раз осмотреть
пещеру. В 1879 году его девятилетняя дочь
обнаружила на низком потолке бокового грота
удивительные рисунки. Год спустя, в 1880 году,
преодолев свои сомнения, Саутуола выступил с
публичным заявлением о том, что рисунки
являются художественным созданием
палеолитического человека.
atom666
( off
)
(
17:02 28-01-2013
)
Эту точку зрения
он отстаивал до конца своих дней. Дело в том,
что дерзкое утверждение Саутуолы вызвало
согласное возмущение всех крупнейших учёных
того времени. Не возможно было поверить, что
человек каменного века обладал столь
развитым искусством, свидетельствующим о
высокой культуре и талантливости
первобытных людей.
atom666
( off
)
(
17:03 28-01-2013
)
Но Альтамира доказала,
что человеческий гений был свойственен уже
охотникам на мамонтов и что, следовательно,
он не зависит прямопропорционально от
уровня технической цивилизации. Это
утверждение прозвучало как гром среди ясного
неба, оно было столь неожиданным, что
учёный мир даже обвинил Саутуолу в подделке
atom666
( off
)
(
17:04 28-01-2013
)
Было высказано подозрение, что автором
рисунков мог быть один французский художник,
друг Саутуолы, гостивший у него в момент
открытия. В 1881 году в Альтамиру был послан
французский палеонтолог Арле, который
должен был на месте произвести экспертизу
изображений. Его заключение было
беспощадным: рисунки, якобы, имеют
новейшее происхождение и могли быть
исполнены в период между открытием пещеры
и первым сообщением Саутуолы.
atom666
( off
)
(
17:05 28-01-2013
)
Результаты
“экспертизы” укрепили скептическое
отношение к Альтамире со стороны виднейших
палеоисториков, и альтамирские рисунки без
изучения и доказательств были осуждены как
подделка.
Но открытие настенных изображений в
пещерах Европы множились. В 1878 году
Широн сообщил о находке гравюр в пещере
Шабо, Франция, и представил их фотографии,
но это сообщение осталось незамеченным.
atom666
( off
)
(
17:06 28-01-2013
)
В
1895 году Ривьер открыл изображение на
стенах пещеры Ла Мут во Франции и
предположил их палеолитический возраст, но
и его заявление не вызвало ничего кроме
насмешек. В 1987 году была открыта пещера
Марсула, и хотя ранее она была неизвестна, и
следовательно, не могла посещаться людьми, в
ней также были обнаружены рисунки.
atom666
( off
)
(
17:07 28-01-2013
)
Одновременно всё больше множилось
рисунков, гравюр, различных скульптур и
орнаментированных предметов, залегавших
прямо в культурном слое. Это заставило многих
скептиков пересмотреть свою точку зрения.
Палеонтолог Арле, который первый раз
проводил экспертизу в Альтамире, снова
посетил эту пещеру, отрёкся от своих
предыдущих предположений и установил, что
находящиеся там изображения являются
подлинными.
atom666
( off
)
(
17:08 28-01-2013
)
К сожалению, Саутуола не дожил
до дня своего торжества. В последующие годы
стали появляться новые сообщения об
открытии пещерных рисунков в Испании,
Франции, а также в России на Урале. Из
крупных открытий палеонтологического
искусства за последние сорок лет следует
привести пещеры Ляско(1940), Руффиньяк
(1956), Дель Ромито(1961), а также Капову
пещеру на южном Урале(1959) и Хоит-Цэнкер
Агуй(1972) в западной Монголии.