VALENCIANISTAS
( off
)
* (
10:38 28-07-2012
)
В 1923 году он переезжает из Голландии на французскую Ривьеру и поселяется в Рокбрюне на уединенной вилле. Прежние гонорары обеспечили несколько лет тихого и безбедного существования. Вход в его мастерскую был закрыт для всех. Там, за закрытыми стенами ван Меегерен и священнодействовал. Первые опыты, правда, не принесли желанного успеха. Сначала художник написал "Мужской портрет" в духе голландского художника XVII века Герарда Терборха. Потом "Пьющую женщину" в стиле Хальса - и снова неудача. Слишком подражательны и несамостоятельны были эти работы, близость к их образцам слишком бросалась в глаза.
[цит] VALENCIANISTAS
( off
)
* (
10:40 28-07-2012
)
Тем не менее Антониус не отступал. Особенно привлекали его картины живописца Яна ван дер Меера из Дельфта, или, как его называют обычно, Вермеера Дельфтского. Наряду с Рембрантом и Хальсом он принадлежит к величайшим художникам Голландии. Как и большинство современников, Вермеер был бытописцем -изображал жанровые сцены или аллегории в жанровом обличии. Сохранились также изумительные пейзажи его кисти. Но во многом Ян ван дер Меер стоял особняком среди собратьев по искусству и как человек, и как художник. Он отличался от большинства голландских мастеров кругом интересовавших его проблем. Вермеера занимала передача атмосферы, природного света, чистых цветовых отношений. Он избегал тональной (подчиненной определенному тону) гаммы, так же как и локальной (когда каждый предмет окрашен в определенный цвет, независимо от воздействия световоздушной среды).
[цит] VALENCIANISTAS
( off
)
* (
10:43 28-07-2012
)
Предвосхищая живописцев последующих веков, он стремился к передаче тончайших цветовых нюансов, вызванных преломлением цвета в световоздушной среде. В поисках такого рода эффектов Вермеер пришел к своеобразной технике живописи, тонкой и скрупулезной. Его картины овеяны особой поэтичностью и одухотворенностью; они насыщены изумительными переливами ясного дневного света и прозрачных теней, чистых, звонких красок и музыкальной гармонии серебристых полутонов. Что удивительного в том,что художник за свою жизнь создал всего несколько десятков картин? До нас дошло около сорока. Разве это сравнимо с сотнями, написанными любым другим голландским мастером, вынужденным работать на рынок?
Современники не понимали, да и не могли понять Вермеера. К тому же немногие его произведения потонули в массе работ Терборха, Метсю и других его соотечественников.
[цит] VALENCIANISTAS
( off
)
* (
10:45 28-07-2012
)
"Открыли" Вермеера критики середины прошлого века, а вознесли его художники и теоретики импрессионизма. Тогда и начались лихорадочные поиски его произведений. Но их почти не осталось. Каждый Вермеер ценился буквально на вес золота, вот где могли поживиться мастера подделок, но Вермеер - "крепкий орешек", им он был не по зубам. И вот этого-то живописца, картины которого трудно даже копировать, не то чтобы подделать, ван Меерген избрал за образец.
[цит] VALENCIANISTAS
( off
)
* (
10:47 28-07-2012
)
Надо отметить, что в нидерландских музеях в то время хранилось мало картин национальных мастеров. Работами великих голландцев -Рембрандта, Хальса, Стена, ван Дейка, Рейсдаля, де Хооха и других - были полны такие музеи, как Эрмитаж, Национальная галерея в Лондоне, Лувр, музей Ватикана и различные частные коллекции. А в самих Нидерландах эти великие мастера были представлены едва ли не единичными и не самыми лучшими образцами. Среди художников, отсутствие работ которых так болезненно воспринималось культурной общественностью Нидерландов, был и великий живописец Ян Вермеер.
[цит] VALENCIANISTAS
( off
)
* (
10:49 28-07-2012
)
Никакие препятствия не могли остановить дерзкого и уверенного в себе художника.
"Музицирующая дама" (работа Вермеера),
"Читающая дама" Меегерена.
"Женщина, играющая на мандолине" (работа Вермеера),
"Женщина, играющая на мандолине" Меегерена.
От одной картины к другой совершенствовалась мастерство ван Меегерена, и все же ни одна не удовлетворяла взыскательного фальсификатора. Это были еще не «новые Вермееры», а лишь более или менее искусные компиляции из известных картин великого живописца: из одной взята модель, из другой композиционная схема, из третьей костюм или обстановка. Кое-что ван Меегерен, конечно, добавлял от себя, но преодолеть искусственность и надуманность подделки тогда еще не мог.
[цит] VALENCIANISTAS
( off
)
* (
10:51 28-07-2012
)
Вместо непосредственности и трепетной жизни скованная поза, вместо внутреннего единства и неповторимого своеобразия мозаика хорошо известных образов и деталей. Это был тупик, и художник это понимал. Законченные, но неподписанные картины были отставлены в угол мастерской, где уже стояли запыленные "Терборх" и "Фальс". Надо было искать другой, принципиально иной путь к успеху. И найденный ван Меегереном выход делает ему честь, если вообще можно говорить о чести фальсификатора.
Жизнь и творчество Вермеера Дельфтского и по сей день во многом остаются неизвестными. Из поля зрения выпадают целые периоды его биографии. Кто был его учителем, был ли художник в Италии (кое-что говорит в пользу это гипотезы)? Почему он, житель протестантского Дельфта, был католиком? Не стал ли он им в Италии? Вот в этой лакуне биографических неясностей ван Меегерен и решил поймать удачу за хвост.
[цит] VALENCIANISTAS
( off
)
* (
10:53 28-07-2012
)
Действительно, почему католик Вермеер не оставил нам религиозных композиций Именно этот "пробел" и решил заполнить фальсификатор, создав совершенно "новую" область творчества великого голландца. Благо, эти религиозные композиции не с чем сравнивать, разве что между собой, одну фальшивку с другой!
В поисках сюжета ван Меегерен остановился на известном евангелическом рассказе о явлении воскресшего Христа своим ученикам в Эммаусе. В качестве образца он избрал композицию картины
"Христос в Эммаусе" итальянского художника Караваджо, написанной им на ту же тему. Осталось самое главное ? написать картину, и написать ее надо было так, чтобы ни у кого не было сомнения в ее принадлежности кисти великого живописца.
Хан Антониус все тщательно предусмотрел и продумал, не забыл о каждой мелочи.
[цит] VALENCIANISTAS
( off
)
* (
10:56 28-07-2012
)
С "Воскрешения Лазаря" была смыта старая живопись, холст был готов, даже к подрамнику он был прибит маленькими гвоздиками XVII века. Мягкие кисти из настоящего барсучьего меха, старинные рецепты, драгоценная лазурь, тертые вручную краски, использовавшиеся во времена Вермеера и его современников, посуда той эпохи для натюрморта. Ван Меегерен был уверен, картина выдержит любые проверки.
Работал он долго, терпеливо и тщательно. Самое трудное это проверка "на стиль", тот еле уловимый аромат времени, что всегда чарует в подлинных полотнах, какая-то особенная одухотворенность, присущая лишь немногим мастерам голландской живописи XVII века. Им здесь ван Меегерен не признавал никаких уступок. Одну только голову Христа он переписывал четыре раза, а движение, которым Иисус преломляет хлеб, он отрабатывал десять дней. Местный булочник, наверно, подумал, что на вилле питаются одним хлебом, так как заказы на него в это время резко возросли.
[цит] VALENCIANISTAS
( off
)
* (
10:59 28-07-2012
)
Семь месяцев ежедневного и напряженного труда потребовала картина. И вот, наконец, последние мазки. Художник еще и еще раз окидывает внимательным взглядом свое творение. Картина удалась, под такой бы не постыдился поставить свою подпись сам Вермеер! Но эта подпись, разумеется, должна быть без сучка и задоринки, даже малейшее, незаметное простому глазу промедление в начертании букв может насторожить подозрительных экспертов и графологов.И вот наконец картина закончена и подписана. Затем ван Меегерен сплошь покрыл ее коричневым лаком, придавшем ей патину времени. Чистые, сияющие краски померкли, виртуозно сделанная подпись скрылась, но зато полотно приобрело особый, "музейный" колорит, ныне присущий произведениям старых мастеров.
[цит]