Kill-em-All
( off
)
(
01:45 21-03-2012
)
Для начала собрал немного нужной теории. советую прочитать.
1)тесты как метод психологических исследований
Психология, как и любая другая наука, имеет свои методы. Методы научных исследований — это
приемы и средства, с помощью которых получают сведения, необходимые для вынесения
практических рекомендаций и построения научных теорий.
Kill-em-All
( off
)
(
01:46 21-03-2012
)
Развитие любой науки зависит от того,
насколько используемые ею методы совершенны, насколько они надежны и валидны.
Все это справедливо и по отношению к психологии.
Широкое внедрение математики в психологию определило необходимость разработки методов,
позволяющих многократно проводить однотипные исследования, т. е. потребовало решить
проблему стандартизации процедур и методик.
Kill-em-All
( off
)
(
01:46 21-03-2012
)
Основной смысл стандартизации заключается в том, что для обеспечения наименьшей вероятности
ошибки при сравнении между собой результатов психологических обследований двух людей или
нескольких групп необходимо прежде всего обеспечить использование одинаковых методов,
стабильно, т. е. независимо от внешних условий, измеряющих одну и ту же психологическую
характеристику.
Kill-em-All
( off
)
(
01:47 21-03-2012
)
К числу таких психологических методов относятся тесты. Данный метод используется чаще всего.
Его популярность обусловлена возможностью получения точной и качественной характеристики
психологического явления, а также возможностью сопоставить результаты исследования, что
в первую очередь необходимо для решения практических задач. От других методов тесты
отличаются тем, что имеют четкую процедуру сбора и обработки данных, а также
психологической интерпретацией полученных результатов.
Kill-em-All
( off
)
(
01:47 21-03-2012
)
Тест-опросник как метод основан на анализе ответов испытуемых на вопросы, которые позволяют
получить достоверную и надежную информацию о наличии или выраженности определенной
психологической характеристики. Суждение о развитии данной характеристики осуществляется
на основе количества ответов, совпавших по своему содержанию с представлением о ней.
Kill-em-All
( off
)
(
01:49 21-03-2012
)
Тест-задание предполагает получение информации о психологических характеристиках человека
на основании анализа успешности выполнения определенных заданий. В тестах этого типа
испытуемому предлагается выполнить определенный перечень заданий. Количество выполненных
заданий является основанием для суждения о наличии или отсутствии, а также степени
развития у него определенного психологического качества.
Kill-em-All
( off
)
(
01:49 21-03-2012
)
Большинство тестов по определению
уровня умственного развития относится именно к этой категории.
Сегодня тесты — это наиболее широко используемый метод психологического исследования.
Все же необходимо отметить тот факт, что тесты занимают промежуточное положение между
субъективными и объективными методиками. Это обусловлено большим разнообразием тестовых
методик. Существуют тесты, основанные на самоотчете испытуемых, например тесты-опросники.
Kill-em-All
( off
)
(
01:50 21-03-2012
)
При выполнении данных тестов испытуемый может сознательно или неосознанно повлиять на
результат тестирования, особенно если он знает, как будут интерпретироваться его ответы.
Но существуют и более объективные тесты. К их числу прежде всего необходимо отнести
проективные тесты. Данная категория тестов не использует самоотчеты испытуемых.
Они предполагают свободную интерпретацию иссле-дователем выполняемых испытуемым заданий.
Kill-em-All
( off
)
(
01:51 21-03-2012
)
Например, по наиболее предпочтительному для испытуемого выбору цветовых карточек психолог
определяет его эмоциональное состояние. В других случаях испытуемому предъявляют картинки
с изображением неопределенной ситуации, после чего психолог предлагает описать события,
отраженные на картинке, и на основе анализа интерпретации испытуемым изображенной ситуации
делается вывод об особенностях его психики.
Kill-em-All
( off
)
(
01:51 21-03-2012
)
Однако тесты проективного типа предъявляют
повышенные требования к уровню профессиональной подготовки и опыту практической работы
психолога, а также требуют наличия достаточно высокого уровня интеллектуального развития
у испытуемого.