Zomboy=)
( off
)
(
16:58 22-06-2011
)
Те же принципы претворены и в программных произведениях (увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»; «Франческа да Римини», 1876, и др.). Качествами, характерными для симфонических произведений, отмечены сочинения в других инструментальных жанрах (1-й концерт для фортепиано с оркестром, 1875; концерт для скрипки с оркестром, 1878; 3-й струнный квартет, 1876; фортепианное трио «Памяти великого художника», посвящённое Н. Г. Рубинштейну,
Zomboy=)
( off
)
(
16:59 22-06-2011
)
1882; Большая соната для фортепиано, 1878, и др.), а также многие романсы («День ли царит», «Благословляю вас, леса», «Я ли в поле да не травушка была» и др.) и произведения для музыкального театра. В опере «Евгений Онегин» (по Пушкину, 1878) Чайковский создал уникальный образец «лирических сцен». Здесь сложился гибкий ариозно-речитативный стиль, возникло единство и взаимодействие вокального и симфонического начал,
Zomboy=)
( off
)
(
16:59 22-06-2011
)
а также лирико-драматического и жанрово-бытового планов, предвосхищены принципы психологического театра А. П. Чехова и К. С. Станиславского. В этой опере Чайковский впервые воплотил свой эстетический идеал «интимной, но сильной драмы» из жизни обыкновенных людей. В операх на исторические сюжеты («Орлеанская дева», 1879; «Мазепа», 1883, и др.) в центре внимания Чайковского прежде всего душевная драма героев.
Zomboy=)
( off
)
(
16:59 22-06-2011
)
«Пиковая дама» (1890) — пример оперы-симфонии, где оперные формы сочетаются с закономерностями симфонии. Чайковский явился новатором в области балетной музыки: создал высокохудожественные произведения, также насыщенные симфоническим развитием («Лебединое озеро», 1876; «Спящая красавица», 1889; «Щелкунчик», 1892).
Чайковскому принадлежат литературные работы, стихотворения, либретто некоторых его опер.
Zomboy=)
( off
)
(
17:00 22-06-2011
)
Критическая деятельность (впервые выступил в печати в 1868, сотрудничал в 1871 в газете «Современная летопись», в 1872–76 — в газете «Русские ведомости») обнаруживает глубокую проницательность в оценках музыкальных явлений прошлого и настоящего, историзм мышления (это нашло отражение и в обширной переписке Чайковского). Творчество Чайковского получило признание ещё при жизни композитора как в России, так и за рубежом:
Zomboy=)
( off
)
(
17:01 22-06-2011
)
он был избран членом-корреспондентом французской Академии изящных искусств (1892), почётным доктором Кембриджского университета (1893). Его музыка особенно любима в СССР. Дом Чайковского в Клину сохраняется как Дом-музей (с 1894), создан также Дом-музей в Воткинске (1940). С 1958 в Москве проводится Международный конкурс имени Чайковского.
СОЧИНЕНИЯ : Оперы — Воевода (1869, Москва), Ундина (уничтожена Чайковским), Опричник (1872; постановка 1874, Петербург),
Zomboy=)
( off
)
(
17:02 22-06-2011
)
Кузнец Вакула (1874; постановка 1876, там же), Евгений Онегин (1878; постановка 1879, Москва), Орлеанская дева (1879; постановка 1881, Петербург), Мазепа (1883; постановка 1884, Москва), Черевички (2-я редакция оперы Кузнец Вакула, 1885; постановка 1887, там же), Чародейка (1887, Петербург), Пиковая дама (1890, там же), Иоланта (1891; постановка 1892, там же); балеты — Лебединое озеро (1876; постановка 1877, Москва), Спящая красавица (1889; постановка 1890, Петербург),
Zomboy=)
( off
)
(
17:02 22-06-2011
)
Щелкунчик (1892, там же); для солистов, хора и оркестра — ода К радости (1865), кантата Москва (1883) и др.; для оркестра — симфонии (1-я — Зимние грёзы, 1866, 3-я редакция 1874; 2-я, 1872, 2-я редакция 1880; 3-я, 1875; 4-я, 1877; Манфред, 1885; 5-я, 1888; 6-я, 1893), 4 сюиты (1879–87; 4-я — Моцартиана), увертюра-фантазия Ромео и Джульетта (1869; 3-я редакция 1880), фантазия Буря (1873), фантазия Франческа да Римини (1876),
Zomboy=)
( off
)
(
17:03 22-06-2011
)
Итальянское каприччио (1880), Торжеств увертюра 1812 год (1880), увертюра-фантазия Гамлет (1888) и др.; для инструментов с оркестром — 3 концерта (1875–93) и Концерт фантазия (1884) для фортепиано, концерт (1878), Меланхолическая серенада (1875) и Вальс-скерцо (1877) для скрипки, Вариации на тему рококо для виолончели (1876) и др.; камерно-инструментальные ансамбли — фортепианное трио Памяти великого художника (1882),
Zomboy=)
( off
)
(
17:03 22-06-2011
)
3 струнных квартета (1871–76), струнный секстет Воспоминание о Флоренции (1892);для фортепиано — 2 сонаты (1865; 2-я — Большая соната, 1878), Времена года (1876), Детский альбом (1878), Думка (1886) и др.; произведения для хора с оркестром; для хора a cappella — Литургия св. Иоанна Златоуста (1878), Всенощное бдение (1881) и др.; камерно-вокальные ансамбли; романсы (свыше 100); музыка к спектаклю драматического театра — «Снегурочка» Островского (1873, Москва), и др.