LICAN
( off
)
(
22:36 31-05-2011
)
8 апреля 1971 года в Лондоне состоялся первый Всемирный цыганский конгресс. Результатом конгресса стало признание себя цыганами мира единой нетерриториальной нацией и принятие национальных символов: флага и гимна, основанного на народной песне «Джелем, джелем». Вместо герба цыгане используют ряд узнаваемых символов: колесо кибитки, подкову, колоду карт.
LICAN
( off
)
(
22:37 31-05-2011
)
Такими символами обычно украшаются цыганские книги, газеты, журналы и сайты, один из этих символов обычно входит в логотипы мероприятий, посвящённых цыганской культуре.В честь первого Всемирного цыганского конгресса 8 апреля считается Днём цыган. У некоторых цыган есть связанный с ним обычай: вечером, в определённое время, проносить по улице зажжённую свечу.
LICAN
( off
)
(
22:40 31-05-2011
)
Наиболее распространённое самоназвание цыган, вынесенное ими из Индии — «ром» или «рома» у европейских цыган, «дом» у цыган Ближнего Востока и Малой Азии и «лом» у цыган Армении. Все эти названия восходят к индоарийскому «d’om» с первым церебральным звуком. Церебральный звук, условно говоря, представляет собой нечто среднее между звуками «р», «д» и «л».
LICAN
( off
)
(
22:40 31-05-2011
)
Согласно лингвистическим исследованиям, рома Европы и домы и ломы Азии и Кавказа явились тремя основными «потоками» мигрантов из Индии. Под названием d’om в различных областях современной Индии в наши дни фигурируют низкокастовые группы. Несмотря на то, что современных домов Индии трудно непосредственно соотнести с цыганами, их название имеет к ним самое прямое отношение. Сложность состоит в том, чтобы понять, какова была связь в прошлом между предками цыган и индийских домов.
LICAN
( off
)
(
22:41 31-05-2011
)
Результаты лингвистических исследований, проведённых ещё в 20-х гг. XX века крупным индологом-лингвистом Р. Л. Тернером, и которые разделяют современные учёные, в частности, лингвисты-ромологи Я. Матрас и Я. Хэнкок, показывают, что предки цыган жили в центральных районах Индии и за несколько веков до исхода (приблизительно в III в. до н. э.) мигрировали в Северный Пенджаб.
LICAN
( off
)
(
22:42 31-05-2011
)
Российские цыганологи М. Смирнова-Сеславинская и Г. Цветков опубликовали ряд новых данных, проясняющих характер генезиса индийских предков цыган (возможно, всех трёх потоков). Они приводят индоарийские источники поздней древности и раннего средневековья, которые до сих пор не рассматривались как имеющие отношение к генезису так называемых «проторомов» в Индии.
LICAN
( off
)
(
22:43 31-05-2011
)
Ряд данных указывает на расселение в центральных и северо-западных областях Индии населения с самоназванием d’om / d’omba начиная с V—IV в. до н. э. Это население изначально представляло собой племенные группы общего происхождения, связанные, возможно, с аустроазиатами (одна из крупнейших автохтонных страт Индии). В дальнейшем, с постепенным развитием кастовой системы, d’om / d’omba заняли низшие ступени в социальной иерархии и стали осознаваться как кастовые группы.
LICAN
( off
)
(
22:43 31-05-2011
)
При этом интеграция домов в кастовую систему происходила прежде всего в центральных частях Индии, а северо-западные области очень долго оставались «племенной» зоной. Этот племенной характер районов исхода поддерживался постоянной интрузией туда иранских кочевых племён, переселение которых в период перед миграцией предков цыган из Индии приняло массовый характер.
LICAN
( off
)
(
22:44 31-05-2011
)
Эти обстоятельства определили характер культуры народов зоны долины Инда (в том числе предков цыган), культуры, которая на протяжении веков сохраняла свой кочевой и полукочевой тип. Также и сама экология Пенджаба, Раджастхана и Гуджарата, засушливые и малоплодородные почвы около реки Инд способствовали развитию полускотоводческой-полуторговой мобильной модели хозяйствования ряда групп местного населения.
LICAN
( off
)
(
22:44 31-05-2011
)
Российские авторы полагают, что в период исхода предки цыган представляли собой социально структурированное этническое население общего происхождения (а не ряд отдельных каст), занимавшееся торговыми перевозками и торговлей транспортными животными, а также, при необходимости, как вспомогательными занятиями — рядом ремёсел и другими услугами, которые составляли часть повседневных умений.