Havoc
( off
)
(
08:05 11-11-2010
)
Гектор Берлиоз (Berlioz) —
французский композитор,
дирижер. Член Института Франции
(1856). Создатель романтической
программной симфонии. Новатор в
области музыкальной формы,
гармонии, инструментовки.
Родился 11 декабря 1803, Ля-Кот-
Сент-Андре, близ Гренобля.
Скончался 8 марта 1869, в Париже.
Havoc
( off
)
(
08:06 11-11-2010
)
Гектор Берлиоз стремился к
театрализации симфонического
жанра, к монументальности
вокально-инструментального
стиля, к гротесковому заострению
образов. «Фантастическая
симфония» (1830), «Траурно-
триумфальная симфония» (1840),
опера-дилогия «Троянцы» (1859),
Реквием (1837) и др. Наряду с
Рихардом Вагнером создатель
новой школы дирижирования.
Трактат «Дирижер
оркестра» (1856). «Мемуары» (т.
1-2, 1860).
Havoc
( off
)
(
08:06 11-11-2010
)
Гектор родился в семье врача. В
детстве учился играть на флейте и
гитаре (но не на фортепиано), по
учебникам занимался гармонией,
сочинял романсы и небольшие
камерно-ансамблевые пьесы,
однако систематического
начального музыкального
образования не получил. В 1821 по
настоянию отца поступил в
парижскую Медицинскую школу,
но в 1824 оставил ее, решив
всецело посвятить себя музыке.
Havoc
( off
)
(
08:07 11-11-2010
)
В 1826-1830 годах Гектор Берлиоз
учился в Парижской
консерватории у Ж-Ф. Лесюэра. В
1830, с четвертой попытки,
получил Римскую премию — самую
почетную консерваторскую
награду, дававшую право на
двухлетнее пребывание в Италии
(на соискание премии Берлиоз
представил кантату «Смерть
Сарданапала»).
Havoc
( off
)
(
08:08 11-11-2010
)
Многое в
творчестве и судьбе Берлиоза
определила любовь к Шекспиру и
актрисе, исполнительнице
шекспировских ролей Гарриет
Смитсон (Smithson), на которой он,
после долгого и мучительного
периода неопределенности в
отношениях, женился в 1833 (этот
брак продлился до 1842).
Havoc
( off
)
(
08:08 11-11-2010
)
Другими источниками влияний
были оперы К. В. Глюка, симфонии
Л. ван Бетховена, «Фауст» И. В.
Гете, творения британских
писателей-романтиков Т. Мура, В.
Скотта и Дж. Г. Байрона. Еще до
окончания консерватории Берлиоз
создал одно из своих лучших и
самых оригинальных
произведений — «Фантастическую
симфонию» (1830).
Havoc
( off
)
(
08:09 11-11-2010
)
Как и в
последующих чисто
инструментальных опусах
Берлиоза, в симфонии реализуется
внемузыкальный программный
замысел, что отражено в ее
подзаголовке: «Эпизоды из жизни
артиста». Во всех пяти частях
симфонии присутствует мотив (сам
Берлиоз называл его «навязчивой
идеей»), символизирующий
возлюбленного героя; по ходу
развития программного сценария
этот мотив утрачивает свой
идеальный облик, перерождаясь
под конец в трагически-
гротескную карикатуру.
Havoc
( off
)
(
08:10 11-11-2010
)
Пятнадцать месяцев, проведенных
Берлиозом в Италии (1831-32),
обогатили его бесценными новыми
впечатлениями. Но его творчество
этого периода ограничивается
малоудачной попыткой
продолжить «сюжет»
«Фантастической» в вокальной
симфонии «Возвращение к
жизни» (в 1855 она была
переименована в «Лелио»), а
также двумя увертюрами —
«Король Лир» и «Роб Рой». Зато
первое десятилетие по
возвращении в Париж стало самым
продуктивным в его биографии.
[ред.
Havoc
11-11-2010 в 08:10] Havoc
( off
)
(
08:11 11-11-2010
)
Именно тогда были созданы
программная симфония по Байрону
«Гарольд в Италии» (с
солирующим альтом, 1834), опера
«Бенвенуто Челлини» (1838),
Реквием («Большая месса по
умершим», 1837), драматическая
симфония «Ромео и Джульетта»
для солистов, хора и оркестра
(слова Э. Дешана по Шекспиру,
1839), «Траурно-триумфальная
симфония» для духового оркестра
(с хором и струнными по желанию,
1840), вокально-симфонический
цикл «Летние ночи» (слова Т.
Готье, 1841).
Havoc
( off
)
(
08:11 11-11-2010
)
Однако музыка
Гектора Берлиоза оказалась
несозвучна вкусам современной
ему французской публики. Ее
находили странной,
«неправильной», нарушающей
нормы хорошего вкуса; премьера
«Бенвенуто Челлини» в 1838
завершилась оглушительным
провалом. Чтобы обеспечить себе
средства к жизни, Берлиоз был
вынужден заняться
журналистикой; с 1834 он писал
главным образом для Gazette
musicale и Journal des debats.