Havoc
( off
)
* (
05:54 11-11-2010
)
Зритель
шел "на маску", и ее стремились
использовать самые разные
деятели искусства: желтая кофта
Маяковского, бархатная блуза и
кудри Блока, экзотическая поза
Северянина - все это поиск маски,
уникального места в искусстве.
Искусственная личина чаще всего и
является подлинной сущностью
надевшего маску и
отождествляется в его сознании и
в сознании окружающих с
образом, который маска отражает.
[цит] Havoc
( off
)
* (
05:54 11-11-2010
)
Маска возводит форму в
превосходную степень. На выбор
сценической маски Вертинским
оказала влияние поэзия Блока,
которой он очень увлекался, в
частности - пьеса "Балаганчик" и
цикл стихов "Маски".
[цит] Havoc
( off
)
* (
05:55 11-11-2010
)
Сам артист утверждал, что этот
грим родился спонтанно во время
его работы на санитарном поезде,
когда он и другие молодые
санитары давали небольшие
"домашние" концерты для
раненых и грим на сцене был
необходим исключительно из-за
сильного чувства неуверенности и
растерянности перед
переполненным залом.
[цит]
[ред.
Havoc
11-11-2010 в 05:56] Havoc
( off
)
* (
05:56 11-11-2010
)
На эстраде это было
нечто новое. Образ Пьеро отражал
внутренний мир молодого
Вертинского. Позднее у него
появилась маска нигде не
виданного черного Пьеро. Эта
маска помогала артисту входить в
образ, давала соответствующий
эмоциональный настрой перед
выходом на сцену, пробуждала
необходимые чувства. Пьеро -
комичный страдалец, наивный и
восторженный, вечно грезящий о
чем-то печальный шут, в котором
сквозь комичную манеру видны
истинное страдание и истинное
благородство.
[цит] Havoc
( off
)
* (
05:57 11-11-2010
)
Вертинский с первых же
мгновений своего появления на
сцене уводил зрителей в свой
призрачный мир. Впечатление
дополняли умело созданные
декорации и "лунный" свет: "Он
выходил на сцену уже
основательно загримированным и
в специально сшитом костюме
Пьеро. В мертвенном, лимонно-
лиловом свете рампы густо
напудренное лицо его казалось
неподвижной, иссушенной маской.
[цит] Havoc
( off
)
* (
05:57 11-11-2010
)
Лишь "алая рана рта" и
страдальчески вздрагивающие
брови обозначали "тлеющую
человеческую жизнь". Образ
черного Пьеро, появившийся
позднее, был иным: мертвенно-
белый грим на лице заменила
маска-домино, белый костюм
Пьеро заменило совершенно
черное одеяние, на котором ярко
выделялся белый шейный платок.
[цит] Havoc
( off
)
* (
05:58 11-11-2010
)
Иным было и впечатление
зрителей. Новый Пьеро стал в
своих песенках ироничнее и
язвительнее прежнего, поскольку
утратил наивные грезы юности и
разглядел будничную простоту и
безучастность окружающего мира.
[цит] Havoc
( off
)
* (
05:58 11-11-2010
)
В 1916 г. Вертинский пользовался
уже всероссийской
популярностью. К 1917 г. артист
объехал почти все крупные города
Российской империи, где выступал
с неизменным успехом. Он
отказался от маски Пьеро и начал
выступать в концертном фраке, в
котором выступал всю жизнь,
никогда не отступая от этого
сценического костюма, ставшего
тоже своеобразной маской или,
если угодно, своеобразным
символом.
[цит] Havoc
( off
)
* (
05:59 11-11-2010
)
После большевистского
переворота Вертинский пришел к
выводу, что ему не ужиться с
новой властью. Романс "То, что я
должен сказать", написанный под
впечатлением гибели трехсот
московских юнкеров, возбудил
интерес ЧК, куда и вызвали артиста
для дачи объяснений по поводу
сочувствия к врагам революции.
[цит] Havoc
( off
)
* (
06:00 11-11-2010
)
Сохранилась легенда, будто бы
Вертинский возмущенно заметил
чекистам: "Это же просто песня, и
потом, вы же не можете запретить
мне их жалеть!". На что получил
четкий и лаконичный ответ: "Надо
будет, и дышать запретим!"
[цит]