белкодав
( off
)
(
11:00 15-10-2010
)
Так дремучий лес, в
котором поэт заблудился на
полпути земного бытия , — символ
жизненных осложнений. Три
зверя, которые там на него
нападают: рысь, лев и волчица —
три самые сильные страсти:
чувственность, властолюбие,
жадность.
белкодав
( off
)
(
11:06 15-10-2010
)
Этим аллегориям даётся
также политическое
истолкование : рысь — Флоренция,
пятна на шкуре которой должны
обозначать вражду партий
гвельфов и гибеллинов. Лев —
символ грубой физической силы —
Франция; волчица, алчная и
похотливая — папская курия. Эти
звери угрожают национальному
единству Италии, о котором мечтал
Данте, единству, скреплённому
господством феодальной монархии
( некоторые историки литературы
дают всей поэме Данте
политическое толкование)
белкодав
( off
)
(
11:08 15-10-2010
)
. От
зверей спасает поэта Вергилий —
разум, посланный к поэту Беатриче
(богословием — верой). Вергилий
ведёт Данте через ад в чистилище
и на пороге рая уступает место
Беатриче. Смысл этой аллегории
тот, что человека от страстей
спасает разум, а знание
божественной науки доставляет
вечное блаженство .
белкодав
( off
)
(
11:09 15-10-2010
)
«Божественная
комедия»
проникнута
политическими
тенденциями
автора . Данте
никогда не
упускает случая посчитаться со
своими идейными , даже и личными
врагами; он ненавидит
ростовщиков, осуждает кредит как
«лихву», осуждает свой век как
век наживы и сребролюбия.
белкодав
( off
)
(
11:10 15-10-2010
)
. По его
мнению, деньги — источник
всяческих зол. Тёмному
настоящему он противопоставляет
светлое прошлое , Флоренции
буржуазной — Флоренцию
феодальную , когда
господствовала простота нравов,
умеренность, рыцарское
«вежество» («Рай», рассказ
Каччагвиды), феодальную
империю (ср. трактат Данте «О
монархии»).
белкодав
( off
)
(
11:11 15-10-2010
)
. Терцины
«Чистилища», сопровождающие
появление Сорделло (Ahi serva
Italia), звучат, как настоящая
осанна гибеллинизма. К папству
как к принципу Данте относится с
величайшим почтением , хотя
отдельных представителей его,
особенно тех, которые
способствовали упрочению в
Италии буржуазного строя ,
ненавидит; некоторых пап Данте
встречает в аду.
белкодав
( off
)
(
11:15 15-10-2010
)
. Его религия —
католичество, хотя в неё
вплетается уже личный элемент,
чуждый старой ортодоксии, хотя
мистика и францисканская
пантеистическая религия любви,
которые принимаются со всей
страстью , тоже являются резким
отклонением от классического
католицизма . Его философия —
богословие, его наука —
схоластика, его поэзия —
аллегория.
белкодав
( off
)
(
11:16 15-10-2010
)
Аскетические идеалы в
Данте ещё не умерли, и тяжким
грехом почитает он свободную
любовь (Ад, 2-й круг, знаменитый
эпизод с Франческой да Римини и
Паоло ). Но не грех для него
любовь, которая влечёт к
предмету поклонения чистым
платоническим порывом (ср.
«Новую жизнь», любовь Данте к
Беатриче).
белкодав
( off
)
(
11:17 15-10-2010
)
Это — великая мировая
сила, которая «движет солнце и
другие светила». И смирение уже
не есть безусловная добродетель.
«Кто в славе сил не обновит
победой, не вкусит плод, добытый
им в борьбе». И дух пытливости,
стремление раздвинуть круг
знаний и знакомство с миром,
соединяемое с
« добродетелью» (virtute е
conoscenza), побуждающее к
героическим дерзаниям, —
провозглашается идеалом.
белкодав
( off
)
(
11:18 15-10-2010
)
Своё видение Данте строил из
кусков реальной жизни . На
конструкцию загробного мира
пошли отдельные уголки Италии,
которые размещены в нём чёткими
графическими контурами . И в
поэме разбросано столько живых
человеческих образов , столько
типичных фигур, столько ярких
психологических ситуаций, что
литература ещё и сейчас
продолжает черпать оттуда.