Djon_Preston
( off
)
(
20:03 19-09-2010
)
После завершения своей части
работы , к которой также
относится и обработка
поверхности при помощи сэн
— инструментом , похожим на
металлический скребок,
кузнец передает меч
полировщику — тогиси. Его
задача состоит в том, чтобы
заточить и отполировать
клинок — сначала грубыми
камнями , затем более
тонкими. Работа над одним
мечом на данном этапе длится
около 120 часов. Тогиси не
только затачивает меч, но и
выделяет при помощи
различных техник
Djon_Preston
( off
)
(
20:04 19-09-2010
)
структуру
металла на поверхности
клинка , хамон, также хада,
являющихся «кожей» изделия
и дающих представление о
технике ковки . Одновременно
есть возможность устранить
мелкие недостатки ,
возникшие в процессе
изготовления .
Выше боевых качеств меча
сегодня ценятся качество
стали и эстетические свойства,
достигаемые исключительно
благодаря технологически
верно проделанной
полировке . При этом форма и
геометрия клинка, которые
Djon_Preston
( off
)
(
20:05 19-09-2010
)
придал ему кузнец, должны
полностью сохраниться.
Поэтому ремесло
полировщика подразумевает
также точное знание стиля
того или иного кузнеца , а
также кузнечных школ
прошлых веков . Неопытные
руки, неправильная заточка и
полировка могут
безвозвратно погубить меч.
Djon_Preston
( off
)
(
20:06 19-09-2010
)
Изгиб меча (сори),
выполняемый в разных
вариантах , не случаен: он
сформировался в процессе
многовековой эволюции
оружия данного вида
( одновременно с изменениями
в снаряжении самурая) и
постоянно варьировался до
тех пор , пока в конце концов
не была найдена совершенная
форма , представляющая собой
продолжение слегка
изогнутой руки . Изгиб
получается отчасти и из-за
особенностей термической
обработки : при
дифференцированной закалке
Djon_Preston
( off
)
(
20:07 19-09-2010
)
режущая часть меча
растягивается больше , нежели
задняя.
В пределах стандарта
возможны множественные
отклонения , зависящие
отчасти от вкуса кузнеца и
заказчика , отчасти от традиций
конкретной кузнечной школы.
Геометрия клинка диктуется и
целью его применения : для
сражения с противником в
латах больше подходил
клинообразный в сечении (и
более прочный) меч, а в бою с
незащищенным врагом
эффективнее себя проявлял
Djon_Preston
( off
)
(
20:07 19-09-2010
)
тонкий клинок ,
обеспечивающий хороший
режущий удар .
Кузнец может наметить
степень изгиба и его центр уже
при ковке заготовки и
подкорректировать их после
закалки . Также меч может
иметь равномерную толщину
либо сужаться к концу , а сам
конец (киссаки) может быть
как длинным, так и коротким.
Кузнец может придать
рукояти меча (накаго)
определенную форму, сделать
заднюю часть лезвия округлой
либо угловатой , выбрать
Djon_Preston
( off
)
(
20:08 19-09-2010
)
форму линии закалки (хамон),
а также определить структуру
стали и ее оптику . На
незакаленные участки меча
могут быть нанесены
бороздки и гравировки .
Все эти факторы оцениваются
знатоками в том числе и с
точки зрения эстетики .
Djon_Preston
( off
)
(
20:08 19-09-2010
)
Существует множество
дефектов , возникающих при
ковке или неправильной
обработке . Следует различать
фатальные дефекты,
делающие меч непригодным к
использованию , и
некритические, которые
поддаются исправлению и/
или лишь портят внешний вид
изделия .
Djon_Preston
( off
)
(
20:09 19-09-2010
)
дефекты:
1. Карасунокути Трещина в лезвии. Если
трещина проходит
примерно в
параллельной плоскости,
она делит закаленную и
незакаленную части , и
если это отражается на
форме , то меч становится
бракованным.
2. Синаэ (撓え).
Незначительные дефекты
в местах изгиба ,
возникающие
вследствие усталости
материала на этих
участках . Проходят как
правило
перпендикулярно к
клинку в той части ,
которая сделана из
незакалённой стали. Не
считаются серьёзными
дефектами .
Djon_Preston
( off
)
(
20:10 19-09-2010
)
3. Фукурэ (膨れ). Включения
из окалины или угля,
оставшиеся после
складывания стали, в
основном —
погрешности сварки.
Обнажаются вследствие
полировки и смотрятся
чрезвычайно некрасиво.
Портят красоту и
снижают качество меча.