Toria
( off
)
* (
18:22 21-06-2010
)
Так как камерная музыка была в то время идентична домашней музыке, он должен был приноравливаться к широкой аудитории, если хотел иметь успех. Композитор пишет знаменитый септет, который впервые с большим успехом был исполнен 28 января 1816 года баварским королевским камерным музыкантом Раухом на домашнем концерте.
[цит] Toria
( off
)
* (
18:22 21-06-2010
)
. Позднее он был назван самым лучшим и совершенным произведением Гуммеля. По словам немецкого композитора Ганса фон Бюлова, - это "лучший образчик смешения двух музыкальных стилей, концертного и камерного, которые имеются в музыкальной литературе". С этого септета начался последний период творчества Гуммеля. Он все чаще сам обрабатывал свои произведения для различных составов оркестра, поскольку, как и Бетховен, не доверял это дело другим лицам.
[цит] Toria
( off
)
* (
18:23 21-06-2010
)
Между прочим, Гуммеля с Бетховеном связывали дружеские отношения. Хотя в разное время случались и серьезные размолвки между ними. Когда Гуммель уехал из Вены, Бетховен посвятил ему в память о совместно проведенном времени в Вене канон со словами: "Счастливого путешествия, дорогой Гуммель, вспоминайте иногда вашего друга Людвига ван Бетховена".
[цит] Toria
( off
)
* (
18:23 21-06-2010
)
После пятилетнего пребывания в Вене в качестве учителя музыки 16 сентября 1816 года он был приглашен в Штуттгарт в качестве придворного капельмейстера, где в оперном театре ставил оперы Моцарта, Бетховена, Херубини и Сальери и выступал как пианист.
[цит] Toria
( off
)
* (
18:23 21-06-2010
)
Через три года композитор перебирается в Веймар. Город, наряду с некоронованным королем поэтов Гёте, получил в лице знаменитого Гуммеля новую звезду. Биограф Гуммеля Бениовс-кий пишет о том периоде: "Побывать в Веймаре и не послушать Гуммеля означает то же самое, что побывать в Риме и не увидеть папу". К нему стали приезжать ученики со всего света.
[цит] Toria
( off
)
* (
18:24 21-06-2010
)
Его слава преподавателя музыки была так велика, что сам факт быть его учеником имел большое значение для дальнейшей карьеры молодого музыканта.
В Веймаре Гуммель достиг пика своей европейской славы. Здесь он сделал настоящий рывок после бесплодных в творческом отношении лет в Штуттгарте. Начало положило сочинение знаменитой сонаты fis-Moll, одной, которой, по словам Роберта Шумана, хватило бы, чтобы обессмертить имя Гуммеля.
[цит] Toria
( off
)
* (
18:25 21-06-2010
)
В страстном, субъективно-взволнованном фантастическом выражении "и в высокоромантической манере она опережает свое время почти на два десятилетия и предвосхищает звуковые эффекты, которые присущи представлению поздних романтиков".
[цит] Toria
( off
)
* (
18:25 21-06-2010
)
Но и три трио для фортепьяно его последнего периода творчества, прежде всего опус 83, содержат совершенно новые стилистические черты; минуя своих предшественников Гайдна и Моцарта, он обращается здесь к "блестящей" игре.
Особо следует подчеркнуть завершенный предположительно в 1820 году квинтет для фортепьяно es-Moll, в котором основным принципом музыкального выражения являются не элементы импровизации или орнаментальные украшения, а работа над темой и мелодией.
[цит] Toria
( off
)
* (
18:25 21-06-2010
)
Использование венгерских фольклорных элементов, большее предпочтение фортепьяно и свободное владение мелодией - вот некоторые музыкальные особенности, которые отличают поздний стиль Гуммеля.
Как дирижер при Веймарском дворе Гуммель уже в марте 1820 года взял свой первый отпуск, чтобы отправиться в концертное турне в Прагу, а затем в Вену.
[цит] Toria
( off
)
* (
18:25 21-06-2010
)
На обратном пути он дал в Мюнхене концерт, который имел небывалый успех. Через два года он поехал в Россию, в 1823 году - в Париж, где после концерта 23 мая его назвали "современным Моцартом Германии". В 1828 году в Варшаве на одном из его концертов присутствовал молодой Шопен, которого игра мастера буквально пленила. Свое последнее концертное турне - в Вену - он совершил вместе с супругой в феврале 1834 года
[цит]