Grom
( off
)
(
21:52 20-06-2010
)
Это самый важный фактор, обеспечивающий эволюцию и гибкость исламского Шариата. Решение, выносимое по одному и тому же вопросу, может изменяться, варьироваться в зависимости от различных обстоятельств: особенностей психологического уклада, степени вероубежденности, возраста человека, ситуации в обществе, времени, научно-технического прогресса, экономического и морального состояния в обществе, ситуации в мире, целесообразности.
2) Учет крайних обстоятельств и исключительных случаев.
Grom
( off
)
(
21:53 20-06-2010
)
Шариат учитывает крайние обстоятельства и нужды людей. Существуют законы, учитывающие эти обстоятельства, поскольку цель Шариата - облегчение. Всевышний Аллах говорит в Коране: «Аллах желает вам облегчения и не желает для вас затруднения». На этом аяте основывается базовая формула исламского права: «трудность приносит облегчение». Из нее вытекает огромное множество облегчений в сфере шариатских обязанностей, например, для больных, путников, людей, находящихся в затруднительном положении.
Grom
( off
)
(
21:53 20-06-2010
)
Пророк Мухаммад сказал: «Всевышний Аллах любит, когда пользуются Его облегчениями также, как он не любит, когда совершают греховное».
Существует и другая формула мусульманского права: «крайние обстоятельства позволяют запретное». Например, Шариат запретил некоторые виды пищи: мертвечина, кровь, свинина, но все они допускаются к употреблению в крайних обстоятельствах. Также мусульманину позволяется совершать запрещенное Шариатом под принуждением.
Grom
( off
)
(
21:54 20-06-2010
)
1) Ограниченность Корана в некоторых вопросах общими указаниями, ориентирами.
Такие стороны человеческой жизни, как женитьба, наследование, поклонение, семейные взаимоотношения, являющиеся фундаментальными сторонами жизни человеческого общества, освещены в Коране очень подробно и детально, дабы предупредить отклонения от норм Шариата и нововведения.
Grom
( off
)
(
21:54 20-06-2010
)
А те стороны жизни, которые подвержены изменениям, освещены в Коране в общих чертах, без детального изложения, дабы не затруднять жизнь людей и дать ученым простор для варьирования при принятии решений. Например, в Коране сказано: «И советуйся с ними в делах». Поэтому Совет (Парламент) является обязательной структурной составляющей в исламской государственной системе. Но форма, методы его работы, способы избрание его членов не оговорены в Коране и оставлены на рассмотрение общества..
Grom
( off
)
(
21:54 20-06-2010
)
Итак, Шариат уделяет внимание во многих вопросах принципам и целям, но не средствам и методам, давая тем самым возможность мусульманам находить пути реализации этих целей в наилучшей, удобной, соответствующей велениям времени форме.
Таким образом, можно четко определить в системе шариата две составляющие - неизменное и гибкое - гармонично сосуществующие в следующих направлениях:
Grom
( off
)
(
21:55 20-06-2010
)
1) неизменность целей и гибкость методов;
2) неизменность основ и гибкость ответвлений;
3) неизменность религиозных и нравственных ценностей и гибкость в научно-технической сфере и в области, касающейся практических, бытовых интересов людей.
Grom
( off
)
(
21:55 20-06-2010
)
По этому поводу Л. Сюкияйнен пишет, что «...правильно понимаемый шариат представляет собой хоть и строгую, но в то же время гибкую, гуманную систему, нацеленную на удовлетворение интересов человека, необременительную для него и веротерпимую, поощряющую творческий подход к окружающему миру и самостоятельность суждений, способную отвечать на вызов времени».
Grom
( off
)
(
21:56 20-06-2010
)
Почему же Шариат не создан абсолютно неизменным или абсолютно гибким?
Ислам, божественная религия, гармонирует, сочетается с природой человеческой жизни, и с устройством мироздания в которых существуют элементы постоянства и изменчивости. В окружающем нас мире есть творения, которые неизменны в течение многих тысяч лет, например, Земля, море, горы, небо, день и ночь, солнце и луна, звезды, и есть творения изменчивые: реки, пустыни, посевы, мертвые земли, приливы и отливы.
Grom
( off
)
(
21:56 20-06-2010
)
А человек подобен минивселенной, в нем сочетаются элементы постоянства и непостоянства одновременно. Он постоянен по своей сути и изменчив во внешних проявлениях своей жизни. Постоянство и изменчивость являются естеством Вселенной, и поэтому религия Господа сочетает в себе части неизменного и гибкого.