Grom
( off
)
(
21:49 20-06-2010
)
Шариат. Что это? Широкое распространение у нас получил взгляд, будто шариат - это всепроникающая и предельно детализированная система правил поведения, регламентирующая каждый шаг мусульманина, все предписывающая ему заранее и не оставляющая никакой свободы выбора. Следовательно, приверженность человека Шариату делает его закостенелым, не способным идти в ногу со временем, ведь сущность человека изменчива: она развивается и прогрессирует. Вывод: шариат как образ жизни не пригоден для человека. Так ли это на самом деле? Давайте попытаемся выяснить.
Grom
( off
)
(
21:50 20-06-2010
)
Вначале рассмотрим разницу между человеком прошлым и человеком современным. Современный человек достиг луны, изобрел компьютер, воздвиг небоскребы, клонирует себе подобного, а человек прошлого передвигался на животных, жил в пещерах и добывал огонь, высекая искры камнями. Оставим в стороне эти колоссальные изменения в жизни человека и зададимся вопросом: изменилась ли его сущность?
Grom
( off
)
(
21:50 20-06-2010
)
Действительно, коренным образом изменилась его еда, питье, одежда, средства передвижения, места обитания, но его суть осталась такой же как и много веков назад. Природа человека, его стимулы не поменялись со времен Адама, его основные духовные и физические потребности остались неизменными.
Grom
( off
)
(
21:50 20-06-2010
)
Человек нуждается и всегда будут нуждаться в мировоззрение, дающем ему ответы на извечные вопросы: кто Я? зачем Я живу? куда Я иду? в чем смысл жизни, если Я умираю? что будут со мной после смерти? Человечество, достигло высот научно-технического прогресса, но не перестало нуждаться в божественных принципах, регулирующих его жизнь, повелевающих ему доброе и запрещающих злое, разъясняющих мировоззренческие, испокон веков волнующие его вопросы.
Grom
( off
)
(
21:50 20-06-2010
)
Как видно, изменения в человеке затронули исключительно внешнюю сторону его жизни, но ни в коей мере не коснулись его внутренней сути. Именно на этой основе шариат и взаимодействует с человеком
Grom
( off
)
(
21:51 20-06-2010
)
Вернемся к точке зрения, согласно которой система Шариата - это неизменяющийся, закостенелый механизмом. Такое мнение не разделяется авторитетными исламскими учеными, в трудах которых преобладает совершенно иной подход к проблеме. В соответствии с ним, в шариате существуют факторы гибкости и прогрессирования. Что это значит? Законы шариата подразделяются на две группы. Первая группа представляет собой постоянный, неизменяющийся механизм законов.
Grom
( off
)
(
21:51 20-06-2010
)
К ним относятся: основы вероубеждения, столпы Ислама, основные запреты (прелюбодеяние, ростовщичество, убийство, воровство и др.), нравственность (верность, честность, терпение, доброта, прощение, милость, застенчивость) и определенная сфера взаимоотношений (супружество, наследование, ответственность). Вторая группа представляет собой гибкий, эволюционный механизм законов Шариата.
Grom
( off
)
(
21:52 20-06-2010
)
Гибкость этих законов обеспечивается их изменяемостью в зависимости от времени, места, обстоятельств, условий и традиций. Они представлены сферой политики, научного прогресса, и всем, что связано с практическими, бытовыми интересами людей.
Grom
( off
)
(
21:52 20-06-2010
)
Как пишет доктор юридических наук Л. Сюкияйнен: «Сочетание божественного и рационального, постоянства и гибкости - характерная черта шариата. Его универсализм и божественное происхождение не исключают, а, наоборот, предполагают творческое осмысление человеком его исходных ориентиров и принципов, рациональное применение их к конкретным условиям»
Grom
( off
)
(
21:52 20-06-2010
)
Можно привести несколько наиболее важных факторов гибкости Шариата:
1) Изменяемость фатвы (решение принимаемое учеными на основе Корана, Сунны и их рационального понимания) в зависимости от времени, места, обстоятельств и традиций.