Toria
( off
)
(
19:37 20-06-2010
)
Никто не замечает ничего, кроме большого социального значения оперы, далеко превосходящего личную судьбу Воццека. Это, я считаю, и есть мое достижение". Берг создал яркую социальную драму вопреки установкам своего учителя, отстаивавшего независимость художественного творчества от идеологии и политики. Опера "Воццек" сосредоточила самые характерные черты стиля Берга.
Toria
( off
)
(
19:37 20-06-2010
)
Суть художественной концепции оперы "Воццек" в характерной для экспрессионизма двуплановости: драма задавленных жизнью маленьких людей и фатальная предопределенность их поступков и событий. Воццек бессмысленно прозябает в мещанской среде немецкого мелкого городка, которая его губит, персонифицируясь в образах тупого Тамбурмажора, Доктора и Капитана.
Toria
( off
)
(
19:37 20-06-2010
)
Музыка - чуткий барометр состояний и настроений героев. Великолепно удались композитору главные характеры - Воццека и Марии. Все оттенки их жизнеощущений, внутренний душевный мир и поступки предельно эмоционально, выразительно переданы в музыке.
Toria
( off
)
(
19:37 20-06-2010
)
Музыка оперы в целом не подчинена тональному принципу и изобилует резкими, предельно динамичными, характерными интонациями. Музыкальная речь Берга не похожа на песенную, ариозную или даже декламационную манеру.
Toria
( off
)
(
19:38 20-06-2010
)
Это мелодия нового типа, тесно связанная со словом и выпукло воплощающая речевую мелодику от интонации стона, мольбы до крика, возбужденного бреда. Композитор придает большое значение выразительности вокальной интонации и детализирует в ремарках характер вокального исполнения.
Toria
( off
)
(
19:38 20-06-2010
)
Экспрессивность музыкальных средств, повышенная эмоциональная возбужденность интонаций направлены на убедительное раскрытие образов, поворотов сюжета и вовлекают слушателя в сопереживание; он словно сам чувствует и испытывает все, что происходит на сцене.
Toria
( off
)
(
19:38 20-06-2010
)
Премьера "Воццека" Берга состоялась в Берлине в 1925 году; позднее опера стала ключевым музыкально-драматическим произведением XX века. Опера прозвучала на сцене многих театров Европы, в том числе СССР (в Ленинграде), Америки.
Однако она сталкивалась и с неприятием со стороны различных консерваторов, которые не хотели смириться с новым видом художественной правды, представленной несколько шокирующим образом.
Toria
( off
)
(
19:38 20-06-2010
)
Признание Берга на родине и за рубежом постепенно расширялось и закреплялось. В 1930 году он был избран членом Прусской академии искусств.
Образцами зрелого творчества Берга являются камерные инструментальные сочинения; камерный концерт для фортепиано, скрипки и духовых (1925), "Лирическая сюита" для струн, квартета (1926).
Toria
( off
)
(
19:39 20-06-2010
)
В 1928 году композитор начал работать над оперой "Лулу" (по пьесам "Дух земли" и "Ящик Пандоры" Ведекинда), но, к сожалению, не успел ее завершить. "Лулу", как и концерт для скрипки с оркестром (1935), были исполнены после его смерти.
Toria
( off
)
(
19:39 20-06-2010
)
В опере "Лулу" проявилась свойственная Бергу тяга к лиризму, по сравнению с "Воццеком" острота драматических ситуаций смягчена, более развита мелодика вокальных партий. Но композитору не удалось преодолеть декадентский характер сюжета, "поэтизацию порока".