Toria
( off
)
(
15:21 20-06-2010
)
Русский композитор. Детские годы провёл в Тобольске, где отец Алябьева занимал пост губернатора. В 1796 семья Алябьевых переехала в Петербург, в 1804 - в Москву. Музыке обучался под руководством И. Я. (И. Г.) Миллера. С юных лет проявил творческую одарённость (первые сочинения изданы в 1810). В 1812 вступил добровольцем в гусарский полк, участвовал во многих сражениях и действиях партизанских отрядов, был ранен и награждён орденами за боевые заслуги.
Toria
( off
)
(
15:21 20-06-2010
)
По окончании Отечественной войны 1812 поселился в Петербурге, сблизился с кружком литературных и театральных деятелей (А. С. Грибоедов, Н. И. Хмельницкий, А. А. Шаховской, И. И. Сосницкий, писатели-декабристы А. А. Бестужев и П. А. Муханов, композитор А. Н. Верстовский).
Toria
( off
)
(
15:21 20-06-2010
)
С 1823 жил в Москве, принимал деятельное участие в театральной жизни. Вместе с А. Н. Верстовским и Ф. Е. Шольцем написал музыку пролога «Торжество муз» к открытию Большого театра (6 I 1825), создал музыку к ряду водевилей, выступал в любительских концертах.
Toria
( off
)
(
15:21 20-06-2010
)
В начале 1825 Алябьев был арестован по подозрению в убийстве помещика Т. М. Времева и, несмотря на недоказанность обвинения, приговорён к ссылке в Сибирь с лишением всех прав и дворянского звания. Основной причиной сурового приговора послужила, по-видимому, близость Алябьева к декабристским кругам. Николай I неоднократно отклонял ходатайства о смягчении участи Алябьева.
Toria
( off
)
(
15:26 20-06-2010
)
В 1828, после 3-летнего заключения в крепости, Алябьев был направлен в Тобольск. Здесь он организовал симфонический оркестр «казачьей музыки», руководил симфоническими и хоровыми концертами, выступал как дирижёр и пианист. К этому времени относятся широко известные романсы Алябьева, опубликованные в сборнике «Северный певец» (1828, 1831), и ряд оркестровых произведений.
Toria
( off
)
(
15:26 20-06-2010
)
В 1832-33 Алябьев жил на Кавказе, в 1833-34 - в Оренбурге, затем в Московской губернии. Живо интересуясь музыкой народов России, композитор записал кавказские, башкирские, киргизские, туркменские, тататские народные песни, составил и опубликовал (совместно с украинским историком-фольклористом М. А. Максимовичем) сборник «Голоса украинских песен» (1832, издан 1834).
Toria
( off
)
(
15:26 20-06-2010
)
Лишь в 1843 Алябьев получил разрешение проживать в Москве под надзором полиции. Здесь он снова входит в театральную среду, пишет музыку к драматическим спектаклям. В 1847 завязывается его дружба с А. С. Даргомыжским. Тяжело больной, Алябьев до конца жизни не оставлял творческой работы. К числу его последних произведений относятся песни на слова поэта-демократа Н. П. Огарёва.
Toria
( off
)
(
15:27 20-06-2010
)
Деятельность Алябьева развёртывалась в период становления русской музыкальной классики. В своих произведениях он отобразил новый строй чувств, присущий искусству декабристской эпохи. Особенно примечательно в этом смысле вокальное творчество Алябьева:
Toria
( off
)
(
15:28 20-06-2010
)
с ним вошли в русский романс темы высокого гражданского звучания, идеи патриотизма, свободолюбия, протеста против социального гнёта. Важным для формирования композитора было общение с А. С. Грибоедовым, поэтами-декабристами, поэтом-партизаном Д. В. Давыдовым.
Toria
( off
)
(
15:28 20-06-2010
)
Работая в разнообразных жанрах, Алябьев внёс большой вклад в русскую музыку. Однако дореволюционное музыкознание оценивало Алябьева только как мастера романса, автора знаменитой песни «Соловей»; большая часть его наследия долгое время оставалась достоянием архивов. Советские музыковеды и композиторы (Б. В. Доброхотов, И. В. Иордан, Г. В. Киркор, Б. С. Штейнпресс) опубликовали значительную часть неизданных сочинений Алябьева.