Toria
( off
)
(
14:53 20-06-2010
)
Итальянский композитор. Один из крупнейших мастеров итальянской вокальной полифонии 1-й половины XVII века. Ученик Дж. М. Панина. Служил певчим в кафедральных соборах в Фермо и Тиволи, где проявил себя также в качестве композитора. В конце 1629 года поступил в папский хор в Риме, где прослужил до конца жизни, получив в 1650 году пост его руководителя.
Toria
( off
)
(
14:54 20-06-2010
)
В основном Аллегри писал музыку на латинские религиозные тексты, связанные с литургической практикой. В его творческом наследии преобладают многоголосные вокальные сочинения a cappella (5 месс, свыше 20 мотетов, Те Deum и др.; значительная часть — для двух хоров). В них композитор предстает как продолжатель традиций Палестрины.
Toria
( off
)
(
14:54 20-06-2010
)
Но Аллегри не был чужд и веяний нового времени. Об этом, в частности, свидетельствуют опубликованные в Риме в 1618-1619 годах 2 сборника его сравнительно небольших вокальных композиций в современном ему «концертирующем стиле» для 2-5 голосов в сопровождении basso continuo. Сохранилось также одно инструментальное произведение Аллегри — «Симфония» для 4 голосов, которую привел А. Кирхер в своем знаменитом трактате «Musurgia universalis» (Рим, 1650).
Toria
( off
)
(
14:54 20-06-2010
)
Как церковный композитор Аллегри пользовался колоссальным авторитетом не только среди своих коллег, но и среди высшего духовенства. Не случайно, что именно ему в 1640 году — в связи с предпринятым Папой Урбаном VIII пересмотром литургических текстов — было поручено сделать новую музыкальную редакцию активно используемых в богослужебной практике гимнов Палестрины.
Toria
( off
)
(
14:55 20-06-2010
)
Аллегри успешно справился с этой ответственной задачей. Но особую известность он снискал себе, положив на музыку 50-й псалом «Miserere mei, Deus» (вероятно, это случилось в 1638 году), который вплоть до 1870 года традиционно исполнялся в соборе Св. Петра во время торжественных служб на Страстной неделе.
Toria
( off
)
(
14:55 20-06-2010
)
«Miserere» Аллегри считалось эталонным образцом духовной музыки католической церкви, оно было исключительной собственностью папского хора и долгое время существовало только в рукописи. Вплоть до XIX века его запрещалось даже копировать. Впрочем, некоторые запоминали его на слух (наиболее известна история о том, как это сделал юный В. А. Моцарт во время пребывания в Риме в 1770 году).