Djon_Preston
( off
)
(
22:28 04-05-2010
)
Булат Шалвович Oкуджава
( 9 мая 1924 - 12 июня
1997 ) Поэт, прозаик,
киносценарист.
Основоположник
направления авторской
песни.
Родился в Москве. Отец —
грузин, занимавшийся
партийной работой, в 1937
году попал под каток
репрессий и погиб. Мать —
армянка, прошла через ГУЛАГ.
В середине 1930-х годов
недолго жил в Нижнем Тагиле.
Когда родителей забрали,
остался с бабушкой в Москве.
Но в 16 лет переехал к
родственникам в Тбилиси. В
1942 году добровольцем
прямо из девятого класса
ушёл на фронт. Сначала был
миномётчиком. Воевал под
Моздоком. В декабре 1942
года был ранен. Уже в 1986
году Окуджава вспоминал, как
это произошло: «Над нашими
позициями появился немецкий
корректировщик . Летел он
высоко. На его ленивые
выстрелы из пулемёта никто
не обращал внимания. Только
что закончился бой. Все
расслабились. И надо же было:
одна из шальных пуль попала
в меня.
Djon_Preston
( off
)
(
22:29 04-05-2010
)
Можно представить
мою обиду: сколько до этого
было тяжёлых боёв, где меня
щадило! А тут в совершенно
спокойной обстановке — и
такое нелепое ранение» Потом
служил радистом в тяжёлой
артиллерии. Будучи полковым
запевалой, в 1943 году на
фронте сочинил первую песню
« Нам в холодных теплушках
не спалось». После
демобилизации экстерном
сдал экзамены за среднюю
школу. Окончил в 1950 году
филфак Тбилисского
университета. Студентом
познакомился с Александром
Djon_Preston
( off
)
(
22:30 04-05-2010
)
Цыбулевским, который во
многом открыл Окуджаве мир
русской поэзии. Получив
диплом, устроился школьным
учителем в калужском селе
Шамордино. Первую книгу
«Лирика» выпустил в Калуге в
1956 году.
После ХХ съезда мать писателя
реабилитировали и им вдвоём
вновь разрешили поселиться в
Москве. В начале 1957 года
исполнял обязанности
заместителя редактора по
отделу литературы в газете
«Комсомольская правда».
Какое-то время работал
Djon_Preston
( off
)
(
22:31 04-05-2010
)
редактором издательства
«Молодая гвардия». Оттуда
ушёл в «Литгазету». В 1961
году К.Паустовский повесть
писателя «Будь здоров,
школяр» включил в альманах
«Тарусские страницы». Но
официальная критика эту
повесть за пацифистские
мотивы в оценке
переживаний молодого
человека на войне не приняла,
правда, в 1965 году В.Мотылю
удалось эту повесть
экранизировать, дав фильму
другое название — «Женя,
Женечка и Катюша». Тогда же,
Djon_Preston
( off
)
(
22:31 04-05-2010
)
в 1961 — 1962 годах,
официальная критика осудила
и многие песни Окуджавы. По
мнению руководства Союза
писателей России,
«большинство этих песен не
выражали настроений, дум,
чаяний нашей героической
молодёжи». В середине и
конце 1960-х годов писатель
не раз бравировал своей
независимостью, подписывал
письма в защиту Ю.Даниэля и
А.Синявского, печатался за
границей. Однако все эти
поступки, как правило,
сходили ему с рук. Может,
Djon_Preston
( off
)
(
22:32 04-05-2010
)
потому, что, когда надо, он
умел каяться, в частности, в
ноябре 1972 года напечатав
покаянное заявление в
«Литгазете». Правда, сам
Окуджава уже в 1998 году эту
историю интерпретировал по-
другому. По его версии, в 1971
году партком Московской
писательской организации
исключил Окуджаву из партии
по требованию одного из
секретарей горкома КПСС за
частые публикации на Западе
и за предисловие какого-то
эмигранта, обругавшего нашу
партию. Целый год Окуджаву
Djon_Preston
( off
)
(
22:33 04-05-2010
)
никто не издавал, а поскольку
кормить семью надо было, он
по совету В.Максимова принёс
в «Литгазету» к А.Чаковскому
письмо общего характера.
После чего Окуджаву тут же
восстановили в партии и
вновь стали повсюду
публиковать. В конце 1960-х
годов обратился к истории.
Сначала Окуджава сочинил
пьесу «Глоток свободы» о
Михаиле Бестужеве. Потом
появился роман «Бедный
Авросимов» о Павле Пестеле.
Декабристы привели
Окуджаву к Льву Толстому,
Djon_Preston
( off
)
(
22:33 04-05-2010
)
который в своё время
намеревался создать о
декабристах роман. Собирая о
Толстом материалы, Окуджава
заинтересовался, почему
жандармы постоянно
преследовали писателя. В
результате родилась книга
«Мерси, или Похождения
Шипова», названная автором
авантюристическим романом с
подлинными фактами. И уже
затем появились романы
«Путешествие дилетантов» и
«Свидание с Бонапартом». Но
все эти сочинения вызвали у
критиков неоднозначные
Djon_Preston
( off
)
(
22:34 04-05-2010
)
оценки. Сергей Плеханов, к
примеру, считал, что Окуджава
занялся XIX веком лишь
потому, что тривиальность и
литературщину легче скрыть
за мишурным блеском
исторической экзотики. Самого
Окуджаву буквально взбесила
статья В.Бунина в 1979 году в
журнале «Москва», не
оставившая камня на камне от
романа «Путешествия
дилетантов». Окуджава в
публичных выступлениях
утверждал, будто статью
«писал не Бунин, а целая
бригада. Он только дал своё
Djon_Preston
( off
)
(
22:34 04-05-2010
)
имя. Это не литературно-
критическая статья, а
политический донос,
написанный по заданию
редакции «Москвы». Позже
Окуджава добавил, что
бунинская статья — «это не
критика, а политический
бандитизм», цель которого —
якобы перевести гнев
высокого начальства с романа
Пикуля «У последней черты»
на Окуджаву.