Гродненский
( off
)
(
10:01 17-04-2010
)
В «Критике чистого разума» Иммануил Кант (1724-1804) утверждает, что существуют три вида доказательств бытия Бога:
• основанные исключительно на разуме;
• основанные на общем факте существования мира;
• основанные на конкретных чертах, присущих
миру.
Гродненский
( off
)
(
10:01 17-04-2010
)
Они называются соответственно онтологическим, космологическим и телеологическим доказательствами. Кант выступил с критикой каждого из них. Однако затем он выдвинул четвертое доказательство, а именно - моральное.
В этой главе мы рассмотрим все четыре указанных доказательства и заодно добавим к ним пятый возможный подход, основанный на религиозном опыте.
Гродненский
( off
)
(
10:01 17-04-2010
)
Примечание
Изучая эти доказательства, необходимо иметь в виду концепции Бога, которые мы очер-тили в предыдущей главе. Вопрос «Доказывает ли этот аргумент существование Бога?» в данном случае некорректен; правильной постановкой вопроса будет: «К какому типу «Бога» отсылает это доказательство? Направлен ли этот аргумент на то, что понимается под словом «Бог» в религиозном опыте или в организованной религии?»
Гродненский
( off
)
(
10:01 17-04-2010
)
Так, к примеру, у пантеистов доказательство существования Бога не вызывает трудно-стей. С их точки зрения:
Гродненский
( off
)
(
10:02 17-04-2010
)
•Бог - это все существующее.
•Все, что существует, существует.
•Следовательно, Бог существует.
Гродненский
( off
)
(
10:02 17-04-2010
)
Но что нам дают аргументы такого рода? Они говорят лишь о том, что, используя слово «Бог», пантеист подразумевает под ним «все, что существует в реальности». Такие ар-гументы лишь иллюстрируют значение слова, но не могут служить доказательством ни за, ни против действительного существования чего бы то ни было.
Гродненский
( off
)
(
10:02 17-04-2010
)
ОНТОЛОГИЧЕСКОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО
Онтологическое доказательство основано не на наблюдении мира, не на каких-либо внешних фактах эмпирического характера, а просто на самом определении слова «Бог».
Гродненский
( off
)
(
10:02 17-04-2010
)
В сущности, оно говорит человеку: «Если ты понимаешь, что такое Бог, ты также понима-ешь, что он должен существовать».
Гродненский
( off
)
(
10:03 17-04-2010
)
Это доказательство сформулировал Ансельм (1033-1109), архиепископ Кентерберийский, в первых главах своего труда «Прибавление к рассуждению». Он выдвинул этот аргумент не для того, чтобы уверовать в Бога - в его существовании Ансельм нисколько не сомневался (по сути, его аргумент как раз Богу и адресован), а потому, что вера в Бога вела Ансельма к пониманию Его существования именно данным конкретным способом - способом, приводящим к заключению, что Бог должен существовать.
Гродненский
( off
)
(
10:03 17-04-2010
)
Основой доказательства является понимание того, что Бог есть aliquid quo nihil mains cogitarl possit - «то, более чего ничего нельзя помыслить».