SAVAGE (
20:41 23-04-2016
) Сонет (итал. sonetto, от прованс. sonet – песенка) – стихотворение из 14 строк, состоящее из двух четверостиший (катренов) и двух трехстиший (терцетов) или из трёх четверостиший и одного двустишия.
SAVAGE (
20:44 23-04-2016
)
Сонет – вид (жанр) лирики, его основным признаком является объем текста: сонет всегда состоит из четырнадцати строк.
Есть и другие правила сочинения сонета (каждая строфа заканчивается точкой, ни одно слово не повторяется), которые соблюдаются далеко не всегда.
Четырнадцать строк сонета располагаются двояко. Это могут быть два катрена и два терцета или же три катрена и дистих.
---
Можно указать следующие формы сонета:
Итальянская форма - рифмовка: abab abab cdc dcd, или cde cde
Французская форма: в катренах кольцевая рифмовка, а в терцетах три рифмы: abba abba ccd eed
Английская форма - заметное упрощение, связанное с увеличением числа рифм: abab cdcd efef g
---
Сонет предполагал определенную последовательность развития мысли: тезис – антитезис – синтез – развязка.
Однако этот принцип также далеко не всегда соблюдается. Из постоянных атрибутов сонета следует отметить музыкальность. Она достигается чередованием мужских и женских рифм.
Правило предписывало: если сонет открывается мужской рифмой, то поэт обязан завершить его женской, и наоборот.
Так же существовала определенная норма слогов. Идеальный сонет должен содержать в себе 154 слога, при этом количество слогов в строках катрена должно быть на один больше, чем в терцетах.
SAVAGE (
20:45 23-04-2016
) Примеры
+++ Н. Буало трактат "Поэтическое искусство" +++
Французских рифмачей желаю извести,
Законы строгие в Сонет решил внести:
Дал двух катренов он единый строй в начале,
Чтоб рифмы в них нам восемь раз звучали;
В конце шесть строк велел искусно поместить
И на терцеты их по смыслу разделить.
В Сонете вольности нам запретил он строго:
Счет строк ведь и размер даны веленьем бога;
Стих слабый никогда не должен в нем стоять,
И слово дважды в нем не смеет прозвучать.
SAVAGE (
20:45 23-04-2016
)
+++ А. Пушкин "Элегия" +++
Безумных лет угасшее веселье
Мнетяжело, как смутное похмелье.
Но, как вино, – печаль минувших дней
В моей душе чем старе, тем сильней.
Мой путь уныл.
Сулит мне труд и горе
Грядущего волнуемое море.
Но не хочу, о други, умирать;
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;
И ведаю, мне будут наслажденья
Меж горестей, забот и треволненья:
Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь,
И может быть – на мой закат печальный
Блеснет любовь улыбкою прощальной.
SAVAGE (
20:50 23-04-2016
)
Для построения стихотворения нужно понимать расположение рифм в строках стихотворения, то есть рифмовку.
Одностишие (моностих)
Не рифмованное стихотворение, состоящее из одной строки. Подобное стихотворение обыкновенно является юмористическим, ироническим; основной упор при написании делается не на технику, а на содержание.
К примеру:
О, как внезапно кончился диван… (В. Вишневский)
Такому клюву и помада не поможет… (А. Морозов)
Для написания одностиший необходимо обладать как минимум чувством юмора. Как и для их чтения.
SAVAGE (
20:53 23-04-2016
) Двустишие (дистих)
Самым простым расположением рифм является парная (смежная) рифма в дистихе или двустишии (по схеме аа).
В тот вечер возле нашего огня
Увидели мы чёрного коня. (И. Бродский)
Двустишие является наиболее простой формой сочетания стихотворных строк.
Дистих - это двустишие, являющееся законченным стихотворением, что встречается весьма редко.
SAVAGE (
21:00 23-04-2016
) Трёхстишие (терцет)
Более сложная форма - трёхстишие - подразумевает наличие трёх строк с одинаковой рифмой: aaa bbb ccc.
На морских берегах я сижу,
Не в пространное море гляжу,
Но на небо глаза возвожу. (А. Сумароков)
Другой формой трёхстишия является терцина.
Терцина - это стихотворное произведение из трёхстиший с обязательной схемой рифм aba bcb cdc…
Терциной написана "Божественная комедия" Данте
Земную жизнь дойдя до середины,
Я очутился в сумрачном лесу,
Утратив правый путь во тьме долины.
Каков он был, о, как произнесу
Тот дикий лес, дремучий и грозящий,
Чей давний ужас в памяти несу!
SAVAGE (
21:08 23-04-2016
) Четверостишие (катрен)
Первым по распространённости является, безусловно, четверостишие или катрен. Стандартных схем рифмования в катрене две: abab (перекрёстная рифма) и abba (охватная или опоясанная рифма).
Пример первой:
Я долго шёл по коридорам, Кругом, как враг, таилась тишь.
На пришлеца враждебным взором
Смотрели статуи из ниш. (Н. Гумилёв)
Пример второй:
Он видит пылающий ангельский меч,
Что жалит нещадно его и подругу
И гонит из рая в суровую вьюгу,
Где нечем прикрыть им ни
бёдер, ни плеч… (Н. Гумилёв)
Более простыми разновидностями катрена (соответственно, более примитивными) являются схемы рифмовки aabb и abcb. В первом случае катрен просто состоит из двух двустиший, объединённых общей темой, во втором не рифмуются 1-я и 3-я строки (т.н. холостая рифма).
Катрен может являться стихотворением в чистом виде, например, гарики или частушки:
Когда, прервав теченье лет,
Настанет страшный суд,
На нем предстанет мой скелет,
Держа пивной сосуд. (И. Губерман)
SAVAGE (
21:15 25-04-2016
)
Итальянский состоит из двух четверостиший (катренов) и двух трехстиший (терцетов). Рифмовка в катренах строится по принципу abba abba (или abab), в терцетах — по принципу cdc dcd (или cde cde). Английский сонет состоит из трех четверостиший и заключительного двустишия (рифмовка: abab cdcd efef gg). Среди других вариантов можно отметить французский, отличающийся от итальянского особой рифмовкой в терцетах (ccd eed или ccd ede) и имеющий важное значение для истории русского сонета.
Русский сонет (пятистопный ямб с рифмовкой, как у итальянцев, но двумя рифмами в терцетах: cdd ccd).
SAVAGE (
21:18 25-04-2016
)
На начало XX в. приходится «золотой век» русского сонета, сонет приобретает разнообразие и свободу, возможности его формы используются в соответствии с идеей жанра. Появляются сонеты-акростихи, «безголовые» сонеты (с одним катреном), «хвостатые» (с лишним терцетом), «хромые» (написанные строками неравной длины).
И. Бунин
На высоте, на снеговой вершине,
Я вырезал стальным клинком сонет.
Проходят дни. Быть может, и доныне
Снега хранят мой одинокий след.
На высоте, где небеса так сини,
Где радостно сияет зимний свет,
Глядело только солнце, как стилет
Чертил мой стих на изумрудной льдине.
И весело мне думать, что поэт
Меня поймет. Пусть никогда в долине
Его толпы не радует привет!
На высоте, где небеса так сини,
Я вырезал в полдневный час сонет
Лишь для того, кто на вершине.