Рецензии к фильму Герцогиня
«Замолчи, женщина!»
В детстве, до того, как я узнала, какие в то время были нравы, эпоха, показанная в «Герцогине», представлялась мне чем-то вроде сказки: пышные красивые платья, вычурные причёски, ослепительной красоты ювелирные украшения, дорогие сервизы, ещё более дорогие интерьеры, балы, светские приёмы, на которых все друг другу улыбаются и радуются жизни. Всё это было в то время, но у медали две стороны.
«Герцогиня», не смотря на то, что это фильм о судьбе великой и сильной женщины того века, скорее, фильм о нравах того времени, которые оказывали непосредственное влияние на жизнь Джорджианы Кавендиш, герцогини Девонширской.
Этикет передан не в детальной точности, некоторые моменты показаны не так, как было на самом деле. Зато отлично показаны нравы XVIII века, касающиеся семейных отношений, на которых и делался акцент в фильме.
То время было жестоким по отношению к женщинам. В те годы в семье главенствовала диктатура мужского пола, то есть мужа, и мужской произвол. Муж решал всё, ни с кем не советуясь, потому что он обладал властью и являлся главным. Он мог открыто изменять жене, от неё же требуя верности, бить её за то, что считал проявлением непослушания с её стороны. Он мог отнять своих детей у их матери и запретить ей с ними видеться. И закон всегда был на его стороне, потому что он муж — он имеет власть, а женщина не имеет права голоса.
Семьи в те времена создавались лишь для того, чтобы у мужа появились законные наследники обязательно мужского пола. А критериями для выбора жены служили её знатное происхождение и возможность иметь детей. Для любви были любовницы, а жена служила средством появления сына.
В ту эпоху, в те времена женского бесправия, в особенности в отношении брака, жила Джорджиана, выйдя замуж ставшая герцогиней Девонширской. При таких нравах и таком укладе семейных и общественных отношений её жизнь не могла быть счастливой, а была трагичной.
Радость от удачного брака и приобретения титула герцогини вскоре сменилась огорчением из-за холодного отношения мужа и непониманием того, по какой причине он к ней так относится, а с годами вся семейная жизнь превратилась в пытку. Джорджиана оказалась запертой в золотой клетке, где муж считает её вещью и считает, что в праве распоряжаться ею, как хочет.
Герцогиня нужна была герцогу лишь для того, чтобы родить наследника, мальчика знатных кровей. Детей же женского пола герцог Девонширский вообще не считал за детей, потому что девочка — это всего лишь девочка. Другой любовью герцога были собаки, которые, хоть в фильме и не говорится, но и так понятно, были мужского пола.
В общественной сфере жизни женщины также были лишены свободы действий. Они лишь могли пользоваться популярностью в светских кругах. Такой вот популярностью и пользовалась Джорджиана. Благодаря своей известности она протежировала политика Чарльза Грея, чьи политические взгляды совпадали с её, потому что сама она заниматься политикой не могла, так как она женщина, не имеющая на это права.
Политике в фильме уделено мало внимания. Сама герцогиня в силу своей половой принадлежности не могла ею заниматься, а показывать восхождение по политической лестнице Чарльза Грея было незачем, ведь фильм не о нём.
В этом фильме три главных составляющих: тогдашние нравы, роскошная обстановка и пара Найтли-Файнс, которые, к моему удивлению, потрясающе сыгрались и вписались в свои роли, приковывая к себе всё внимание.
Кире Найтли подходят исторические роли и очень идут роскошные платья XVII-XVIII веков, что составляет половину её успеха в таких ролях. Здесь же она ещё и сумела показать отменную игру. Её страдания вызывали сочувствие и понимание. Она сыграла так, как надо для такого фильма, так, как надо для такой драмы, так, что я прониклась драматичностью и трагизмом её жизни.
Герой Рэйфа Файнса был сдержанным и бесчувственным в плане своего отношения к окружающим. Его сдержанность была именно такой, какая и требовалась, на его лице была написана власть, а в моменты его внезапного гнева становилось страшно.
Декорации, интерьеры, столовые сервизы, костюмы, парики в «Герцогине» так и блещут своим богатством, роскошью и красотой. Так и хочется пройтись по тем полам, подняться по тем лестницам, потанцевать в тех залах, жить в тех домах, которые можно назвать дворцами, хоть они таковыми и не являются, поесть из той посуды, надеть те платья, ожерелья, серьги, кольца, браслеты и парики. Эта внешняя сторона делает фильм красивым, приковывает к себе внимание, но в то же время не отвлекает от сути фильма. А музыка, отлично подходящая фильму, несёт в себе трагическое веяние.
«Герцогиня» оставила свой след в моём памяти. Мне даже не хочется придираться к тому, что Джорджиана не стареет, хотя идут годы, а она родила не одного ребёнка.
Как я уже писала, это фильм о нравах того времени, о женском бесправии и о мужском произволе, в условиях которого женщинам, в частности Джорджиане, приходилось только смиряться, терпеть и подчиняться. И хоть то время внешне было очень красивым, но всё-таки хорошо, что мы в него не живём.
9 из 10
К списку рецензийНазад к фильму