Рецензии к фильму Миллионер из трущоб
По итогам закрытого предпоказа прокатной версии с Дмитрием Дибровым в озвучке.
Прошло девять лет с тех пор, как вся страна с упоением (или без) смотрела шоу «Кто хочет стать миллионером?». То были времена, когда телевидение еще было способно удивлять и притягивать к себе внимание, даром что купленными на Западе лицензиями. Во всяком случае, как и положено пионеру в своей области, «игра, где каждый может заработать большие деньги своим умом», отточенная и выверенная в мелочах, пришлась по душе решительно всем.
Кто-то, сидя перед телевизором, проверял свои знания на прочность, кто-то тешил свою корысть, кто-то — веру в чудеса, кто-то переживал и радовался вместе с ослепленными софитами участниками, но ни у кого и в мыслях не было, что самый захватывающий и трогательный выпуск «Кто хочет стать миллионером?» мы будем смотреть на большом экране в обрамлении смачного индийского колорита и новой бездны смыслов.
Последняя работа Дэнни Бойла стирает границы не только для кино туманного Альбиона, но и для кино вообще. Это удивительное транснациональное индийско-британское сотрудничество дало воистину изумительные всходы. Сравнивать их по большому счету и не с чем, да и не особо хочется. Это восточная сказка о пользе праведности, рассказанная в риторике западного реализма. Это индийское кино, для тех, кто терпеть не может индийское кино.
История, поведанная нам с экрана, стара как мир и легко укладывается в английское выражение «from rags to riches», полным аналогом которого является наше с вами родное «из грязи в князи». Совершенно обычный мумбайский оборванец Джамаль Малик, босые пятки которого за свой короткий век повидали суровой реальности больше, чем среднестатистический городской обыватель за всю жизнь, попадает на вышеупомянутую телевикторину, без каких-либо сложностей, если не брать в расчет остроумные уколы ведущего, отвечает на первые четырнадцать вопросов и слышит сирену, возвещающую о завершении эфирного времени.
Однако в отличие от других игроков, которым удалось достигнуть столь впечатляющих высот, Джамаль проводит ночь отнюдь не в сладостных мечтах о призовых двадцати миллионах рупий (что-то около 410 тысяч долларов), от которых его отделяет лишь один вопрос, а очень даже лицом в ржавом ведре. Потому что в пику миллионам бедняков, для которых паренек в считанные часы стал символом веры в чудо и будущее благополучие, полиция и держатели активов популярной передачи не верят, что кому-то может быть просто предначертано судьбой знать правильные ответы.
«Миллионер из трущоб» не позволяет себе долгих прелюдий, он хватает за грудки и под одурманивающую разум музыку уносит нас в самые грязные закоулки Мумбаи, крупнейшего города Индии. Благодаря стройному сценарию, мощный ритм, заданный в начале, теряется только ближе к великолепной развязке. И пятнадцать постепенно усложняющихся вопросов с четырьмя вариантами ответов на каждый здесь не просто правила телевизионной игры, а призма, через которую мы смотрим на трагичную, но временами от чистого сердца смешную жизнь Малика. И уж поверьте, здесь вы увидите свои самые нервозные «пятьдесят на пятьдесят» и самый трогательный на свете «звонок другу».
Зрелище, которое Бойл снял вместе с режиссером Лавлином Танданом, восхищает своей эклектичностью. Здесь индийское целомудрие дополняется чуждой ему суровой действительностью, традиционный индийский вокал обрамляется тяжелыми электронными битами, простейшая история о праве выбора и чистой любви украшается мельчайшими деталями бытности героев, заставляющими зрителя не раз и не два вспомнить свои детские годы. Однако в стремлении показать суровую жизнь в трущобах перенаселенной страны насилие и грязь никто не смакует, хоть и некоторые тыкверовские методы с лихвой позволяют почувствовать местную вонь.
Кастинг, между делом, поддерживает заданный уровень качества. Во многом благодаря тому, что здесь все лица без исключения новые, фильм выглядит свежо и предельно правдиво, хотя и есть, конечно, некоторые визуальные несостыковки между актерами, играющими одного персонажа в разном возрасте. Отметить особо стоит, пожалуй, самых младших исполнителей ролей Джамаля и его брата. Ну и само собой Фриду Пинто, божественной красоты которой не заметит только слепец.
Огромным благом является, что фильм все-таки решили выпустить в полномасштабный прокат в нашей стране и заручиться поддержкой «властелина правды» Константина Эрнста и информационных мощностей Первого канала (надеюсь, он выполнит свои обещания).
Локализованная версия, которую мне довелось посмотреть на закрытом показе, отвечает самым высоким стандартам качества. Поначалу и без того харизматичный ведущий индийского шоу, говорящий голосом Дмитрия Диброва, вызывает с непривычки легкое недоумение, но уже ближе к середине картины приходишь к выводу, что у нас в стране нет другого такого человека, который так хорошо умеет, просто-напросто задавать вопросы. Незвездные голоса, впрочем, тоже справились на отлично, никаких возрастных несоответствий или недобора по игре нет и в помине.
«Миллионер из трущоб» вряд ли станет для кого-то глубоким откровением. Он нарисован крупными мазками, наполнен простыми истинами, в нем нет потайных смыслов и режиссерских изысков. Есть только красивая история, снятая в исключительно правильной кинориторике, потрясающий саундтрек, ворох искренних чувств и воспоминаний, а также острое желание посмотреть фильм еще раз, а затем показать всем вокруг. Это любовь с первого взгляда.
К списку рецензийНазад к фильму