Войти на сайт ( )
Рецензии к фильму Гарри Поттер и тайная комната

Заклинание второе – Люмос. Возвращение в Хогвартс

Памяти Ричарда Харриса [1930 — 2002 гг. ], с уважением

«…Они сгорают, а потом возрождаются из пепла. Восхитительные создания фениксы»
Альбус Дамблдор (Ричард Харрис)

«Тайную комнату» ждали; продолжение истории обещало быть интригующим, и Джоан К. Роулинг полностью оправдала ожидания. Вторая книга четко дает понять: происходящее — не веселое приключение, оно полно смертельной опасности, не выбирающей достойного противника, не знающей сострадания. Сильный, слабый, взрослый, ребенок… перед ней все равны. Это первые, пока далекие, отголоски приближающейся беды. Пришло время сделать окончательный выбор.

И если первая книга была о детях, с присущей их миру добротой и мягкостью, то вторая рассказывает об этих же детях в условиях окружающей их опасности, страха, злобы. Мир постепенно меняется, нужно учиться быть сильными. Здесь мы впервые смутно понимаем: все действительно серьезно, одной веры в торжество Добра недостаточно.

Повествование, начатое с горькой темы одиночества человека, пренебрежения им, расширяет рамки существующего, ставя довольно серьезные вопросы, которых, на первый взгляд, не приходилось ожидать от сказки о волшебниках. Ведь секрет этой истории не столько в волшебстве, сколько в удивительной искренности повествования, серьезности стремлений, ценностях души человека.

Если Вы не читали книг Роулинг, то не почувствуете, не оцените поставленные вопросы, глубину чувств и переживаний, переданных ею, нарастающих с каждой книгой. Поэтому нельзя не говорить о книге, упоминая фильм. Поверьте, было время, когда я ухмыльнулась бы, доведись мне читать строки, подобные тем, что сейчас читаете Вы. Когда-то, но не теперь.

Время выбора

Этот фильм важен тем, что у Гарри еще есть шанс отступить от сделанного ранее выбора, последняя возможность воспользоваться им. Всего-то — не возвращаться в Хогвартс, остаться среди маглов, не волшебников, отступить, убедить всех, что ты — никто, тебя нет. Осторожность? Увы. Малодушие и трусость.

«Хогвартс — это мой дом!. . Только там у меня есть друзья», — ответит Гарри. Возможности повернуть назад у него больше не будет. Но нужна ли она ему? Сознание своей правоты — надежный помощник в его борьбе.

Повествование связывает внутренний мир человека и окружающее его, показывая извечные проблемы человечества. Например, это тема ценностей человека и его травля обществом. Стать Героем легче, чем быть им. Гарри, у которого никогда не было друзей, оказался объектом поклонения, что сопровождается угрозой превращения совсем не в того, кем должен быть. Этого не случится не из-за того, что большую часть своей жизни Гарри провел у эгоистичных Дурслей, а потому, что Темный Лорд убил родителей Гарри. Это не повод для гордости. Это ужасно.

Впрочем, восхищение очень быстро может перейти в осуждение, желание унизить. Стоит отличиться от остальных, люди такого не потерпят. Гарри предстоит пережить подобное. Пока только в стенах замка, пока только среди других детей. Великое благо, когда в подобных ситуациях рядом верные друзья.

Тема разделения общества по определенным социальным признакам — одна из главных в «Тайной комнате». Социум лихорадит от предрассудков, переходящих в агрессию, по отношению к «грязнокровкам», т. е. волшебникам, рожденных в семье маглов. Помимо них существуют полукровки и чистокровные волшебники.

А на фоне всего этого Роулинг дает понять, что родные и близкие — главная опора для человека, в их заботе он черпает силы. Можно сравнить, на первый взгляд, образцовую семью чинных Дурслей, обожающих жестокого сына Дадли, и веселое, живое семейство Уизли, обладающее величайшей ценностью — настоящей любовью друг к другу. Можно вспомнить Гарри Поттера, тоскующего по своим родным, которых он не помнит, которых ему не хватает, чтобы понять: цените тех, кто рядом с вами, кто поддержит вас в трудную минуту.

Второй шаг Коламбуса

«Гарри Поттер и Тайная комната» Криса Коламбуса больше не делает акцент на мягкости истории. Коламбус, отходя от беззаботности, добавляет мрачности, серьезности. Но вместе с детской непосредственностью фильм утрачивает очарование, становится немного затянутым, исчезает динамика, нарушается баланс между историей о детях и вполне взрослыми испытаниями. Похоже, что Коламбус идет «на убыль» по мере взросления героев.

Безусловно, «Тайная комната» далеко не лучший фильм о Гарри Поттере, но помимо недостатков, существуют достоинства, в числе которых великолепная музыка, зрелищный квиддич, хорошая актерская игра.

Алан Рикман в роли Северуса Снегга великолепен! Отличная актерская работа Робби Колтрейна, Тома Фелтона, Руперта Гринта. Кроме того, нас ждет встреча с юным Томом Реддлом. Красивый, утонченный, при желании могущий очаровать кого угодно, и вместе с тем алчный, жестокий, бессердечный. Один из самых блестяще сыгранных образов этого фильма.

Увидим мы и аристократичного Люциуса Малфоя, воплощенного Джейсоном Айзаксом, и нового преподавателя Защиты от Темных Искусств самовлюбленного Златопуста Локонса, его играет Кеннет Бранна. Как Люциус, так и Локонс самобытны, харизматичны, самодостаточны. Знакомство с семьей Уизли запомниться надолго. Великолепно!

Правда, Дэниел Редклифф, играющий Гарри, во втором фильме, к сожалению, не всегда на высоте. Непринужденность игры, показанная им в первой части, уходит вместе с детской непосредственностью, а умение соответствующе играть по-взрослому на смену ей еще не пришло. Всему свое время.

И есть еще один главный герой: директор Хогвартса Альбус Дамблдор, обладающий даром преображать окружающее, великий волшебник, единственный, кого по-настоящему боится Волан-де-Морт. Характернейшая черта истинного Дамблдора — вовсе не присущие ему мудрость и проницательность, не простота, граничащая с чудачеством, а спокойствие, ощущаемое окружающими.

Альбус Дамблдор — один из ключевых героев, стержень, на который опирается история о Гарри Поттере. Неудивительно, что воплощение этого образа требует от актера незаурядного мастерства. Эта роль стала одной из последних для невероятно талантливого актера, продюсера, режиссера и писателя Ричарда Харриса.

Легенда кинематографа, он сыграл более, чем в 70 фильмах. Ричард Харрис три раза отказывался от участия в фильме о Гарри Поттере, но в конце концов согласился, поддавшись на уговоры 11-летней внучки. Ричард Харрис не читал книг Роулинг о мальчике-волшебнике, поэтому предложение сыграть в фильмах его не заинтересовало. «Мне звонили несколько раз и предлагали роль какого-то волшебника. Всякий раз сумма гонорара возрастала, но я продолжал отказываться», — вспоминал он.

Ричард Харрис с присущей ему интуицией воплотил истинного Дамблдора, сошедшего со страниц книг. Заглянув в глаза актеру, вы поймете, почему эта роль только его, успевшего сыграть лишь в двух фильмах о Гарри Поттере, но показавшего Альбуса Дамблдора всех семи книг. Я очень люблю именно этот образ.

В добрый путь!

«Человека определяют не заложенные в нем качества, а только его выбор», — услышит Гарри от профессора Дамблдора. Впереди сложные времена, но нужно продолжать жить…И звучат в ярко освещенным Большом зале Хогвартса громкие аплодисменты. Когда за стенами замка бушует непогода, здесь тепло и уютно. Пусть эти аплодисменты звучат всегда в сердцах людей. Пусть теплым воспоминанием они сопровождают тех, кто шагнул за порог: Хогвартса, кинематографа, жизни…
К списку рецензий
Назад к фильму
s.sasisa.me