Рецензии к фильму Иллюзия страха
Иллюзия страха
Новый украинский фильм «Иллюзия страха» ожидался с весьма смешанными чувствами. Во-первых, не отказываю себе в удовольствии (хотя чаще всего удовольствия не очень-то и много) оценить очередную попытку отечественных кинематографистов снять что-нибудь путное. Во-вторых, режиссером фильма выступает Александр Кириенко, молодой отечественный режиссер, который успел зарекомендовать себя работами, хоть и не хватающими звезд с неба, но и которые откровенным барахлом назвать тоже нельзя. В первую очередь имею в виду прошлогодний «Инди» с Аленой Бабенко и Александром Домогаровым. В-третьих, сценаристом и генеральным продюсером фильма выступил Александр Турчинов — известный украинский политик, экс-глава Службы Безопасности и Первый вице-премьер министр правительства на данный момент. И, в-четвертых, этот фильм высунут от Украины на соискание премии «Оскар» как лучший иностранный фильм. Именно эта фраза присутствует практически на каждом рекламном плакате, посвященном фильму. Не могу сказать, что какой-то из этих факторов был решающим или однозначно положительным, но интереса к данному кинопродукту, несомненно, добавляло.
И вот сегодня нежданно-негаданно для самого себя фильм удалось отсмотреть. И, к моему глубочайшему удивлению, сделал я это с большим интересом. Как можно узнать из синопсиса, фильм расскажет нам историю удачливого бизнесмена попавшего под каток «трудных 90-х». Проблемы с бизнесом, «наезды» силовиков, бессовестные конкуренты, грязные интриги — все это здесь присутствует. Но кроме проблем бизнеса у нашего героя начинаются серьезные нелады с самим собой. Он начинает жить параллельной жизнью легендарного царя Соломона, на которую проецируются все его жизненные перипетии. В его жизни одновременно появляется много новых людей, которые вносят изрядную сумятицу в его и без того нелегкую жизнь. Только вот разобраться, кто из окружающих его людей реален, а кто лишь плод воспаленного воображения не представляется возможным. Где-то все это мы уже видели, не правда ли? Действительно, фильмов на подобную тематику мы уже увидели немало. Но, как ни странно, ощущение вторичности не присутствует. Может потому, что действия фильма перенесено в наши реалии: с нашими гаишниками, «бизнесменами», пейзажами. А может, потому что автор книги не писал ее с прицелом на будущую экранизацию, а пытался вложить в нее свою мораль, свое видение проблемы. Пусть и сделано это давно изобретенными приемами, но довольно вдумчиво и качественно.
Несомненным плюсом фильма есть актерский состав, часть которого в лицах Сергея Гармаша, Алексея Петренко и Алексея Горбунова перекочевали в фильм с михалковского «12». Сыграли они яркие второстепенные роли, убедительно изобразив своих персонажей. Но главную скрипку в этом оркестре сыграл Андрей Панин — талантливый актер, играющий иногда неровно, но уж когда найдет «свою» роль, то исполняет ее на высоком уровне. Двойная (а то и тройная роль) — задача нелегкая для любого актера, ведь в такой ситуации легко недоиграть или переиграть, а можно и вовсе «не успеть» выйти из одного из персонажей, таким образов пустив насмарку всю первоначальную задумку. Но если уж справился, то молодец, принимай заслуженные похвалы, которые Панин, однозначно заслужил. Алена Бабенко вполне на уровне сыграла двойную роль супруги нашего героя, в отдельных моментах показывая свое мастерство. Пусть и ничего выдающегося, но смотреть на ее работу приятно.
Не хочу создавать иллюзии (ключевое, надо сказать, слово этого творения), что фильм без недостатков. Они есть: это касается, в первую очередь, технической стороны. Спецэффекты, которые изредка используются, не поражают нас своей реалистичностью и высоким качеством исполнения, саундтрек фильма не очень-то запоминается — кроме нескольких затяжных мелодий «соломоновой» части фильма что-то и припомнить сложно. Конечно большинство недостатков (все же серьезных ляпов не наблюдается) объясняется ограниченностью бюджета. А это хоть и слегка смущает, но прощается тогда, когда конечный продукт выдается стоящим. А похоже на то, что так оно и есть.
Кстати, может я невнимательно смотрел на детали, но как по мне, то фильм обошелся без скрытой рекламы, по крайней мере, явной. И это, несомненно, радует. А то видеть в очередной раз распивание водки всем известной марки с последующим многократным запиванием оной чашкой кофе не менее известной марки и все это под разговор по телефону еще более известной марки, который подключен к мобильному оператору с самыми выгодными тарифами, уже немного надоело.
Еще один плюс — небольшой хронометраж. Час двадцать — время, за которое создателям удается подать свои идеи, не утомив сильно зрителя, а если учесть, что смотрится фильм достаточно легко, то это время слетит и вовсе почти незаметно.
Итог. Очередная попытка настойчивых украинских кинематографистов снять достойное кино. И пусть прогресс еще не так сильно заметен, но он, безусловно, есть. Пусть не всегда ровно и не без недостатков, но, тем не менее, довольно увлекательная и в чем-то даже поучительная история-притча с образцами достойной, а иногда и вовсе великолепной, актерской игры.
К списку рецензийНазад к фильму