Рецензии к фильму Совокупность лжи
Иногда во благо и солгать полезно (с)
Очередной фильм мастера своего дела Ридли Скотта. Есть предположение, что данный товарищ через какой-то определённый промежуток времени прилично отдохнуть любит на съёмках своего же фильма. Развлечься, так сказать. К одним своим проектам Скотт относится серьёзно, с особой внимательностью и осторожностью, огромной увлечённостью, а к другим по принципу «лишь бы отвязаться». О некоторых режиссёрах так даже и думать не хочется, но такое бывает. И с Ридли Скоттом тоже. Он может снимать весьма оригинальные картины, но порой за такое возьмётся, что и доверие потерять можно к уважаемому режиссёру.
О чём только сэр Скотт не снимал кино: и чужих в космосе разводил, и гладиаторов на поле боя выгонял, и женщин на лысо брил, и Ганнибала кабанам скормить пытался, и падение Чёрного Ястреба даже организовал. Единственное, о чём ещё не снимал кино, так это о Ближнем Востоке. Взявшись за эту тему, которая в Голливуде уже заштампована со всех сторон, Скотт здорово рисковал пролететь по полной программе с этим проектом. Наверное, так бы и произошло, если бы он вообще не умел снимать кино и не привлёк бы сюда новый весьма занимательный сильный дуэт. А в конечном результате данная картина не далеко ушла от фильмов «Сириана» Стивена Гэхэна и «Королевство» Питера Берга.
Если ваша страна ведет войну с врагом, то ваши режиссеры просто обязаны снимать крутые фильмы на эту тему, называя это всё известным всем словом патриотизм. И эти крутые фильмы заключаются в том, что нужно показать всему остальному миру, как наши якобы круто умеют воевать. Любого араба в несуществующем месте найдут и самого умирающего товарища спасут. Американцы любят эту тему поднимать, поэтому собственно и получается, что Скотт в этот раз снял исключительно американское кино чисто для американской аудитории.
Наш зритель попытается лишь ещё раз увидеть сущность такого кино, то есть снова понять, какова же проблема эта, американская. Но большинство в большей степени будут увлечены только колоритными главными героями и динамичным действием, словно это простой суровый боевик, а не политический триллер, в котором нам режиссёр хотел показать ещё пару интересных и жёстких способов разрешения конфликтов на Ближнем Востоке. Какие ещё меры принимает правительство США, и какие приказы этого правительства агенты выполняют.
В своей новой картине «Совокупность лжи» режиссер отошел от близкого огневого контакта, как это было в «Чёрном Ястребе», потому что в этот раз показывает войну исключительно тайную. Однако, и здесь нашлось место мощным перестрелкам, погоням и схваткам. Последнее, подразумевает в себе не только разбивание лица и переломы конечностей, но и довольно сильная битва умов. Эта самая битва собственно и является одним из основных фундаментов данного фильма, так как всё построено на лжи. А лгать тоже нужно ещё уметь, иначе не правильно сказанная мысль может привести и к самому худшему, а именно к смерти в некоторых ситуациях.
Оперативный исполнитель американских спецслужб Роджер Фэррис (Леонардо ДиКаприо), признанный эксперт по ближневосточным конфликтам, идет по следу террористической группировки Аль Салима, ответственной за взрывы в европейских мегаполисах. Руководство операцией дистанционно осуществляет аналитик ЦРУ Эд Хоффман (Рассел Кроу), предпочитающий решительные действия долгосрочному планированию. Но вся проблема заключается в том, что Восток есть Восток, и западные методы здесь не просто не срабатывают, а зачастую даже мешают выполнению какой-либо опасной миссии.
В фильме звучит одно строгое правило: «Никогда не лги мне». Но Лео лжет чуть ли ни каждому встречному, а Рассел лжёт Лео. Одним словом, все друг другу лгут, и формируется та самая совокупность лжи (или даже своеобразная паутина лжи). Ещё одна проблема заключается в том, что один мудрый араб как-то правильно сказал: «Вы даже между собой разобраться не можете, а уже к нам лезете воевать». Пока американский аналитик, сидящий на удобном кресле, порой нагло врёт своему же разведчику, различные группировки ловко успевают совершить террористические акты. В этом и заключается вся идея фильма Ридли Скотта: он хотел показать нам, почему американцы до сих пор не могут решить свои проблемы на этих землях. В крайнем случае, одну из причин того, почему до сих пор идут эти конфликты.
Но, выставив свою идею, сэр Скотт здорово промахнулся в двух пунктах: стоило ли ко всей этой политической лжи привязывать любовную линию и стоило ли заканчивать свою историю так банально? Просто, если режиссёр заявил подобную тему — с ней надо идти до конца. Мало того, что настоящий, уважающий себя, разведчик никогда не завяжет роман на стороне во время выполнения опасной задачи, так ещё и с такими темпами точно никогда не выберется из зоны действия. Но у Скотта всё как в сказке в этот раз. Не стоит говорить о том, что концовка не удалась, так как это неправда. Концовка у фильма в определённой степени превосходная, просто к ней сделан неправильный подход. Это немного и разочаровывает. Однако, финальные слова героя Кроу и последние кадры поистине впечатляют, завершая это всё атмосферным саундтреком, отличной песней.
К списку рецензийНазад к фильму