Рецензии к фильму Загадочное дело Бенджамина Баттона
Еще идут волшебные часы ...
Этот фильм я ждал почти год, с тех самых пор, когда в сети появился первый тизер к нему. Уже тогда мне бросились в глаза волшебная атмосфера и очарование будущего шедевра. Наконец, в рождественский вечер я посмотрел эту картину. Ну что сказать? Мое ожидание было вознаграждено сполна. Маэстро Дэвид Финчер в очередной раз доказал свой статус одного из лучших режиссеров современного кино. В данной работе он резко сменил стилистику своих предыдущих картин, которые по своей сути (и в разной степени) были отображением потаенного страха представителя современного урбанистического общества перед его пороками и соблазнами. Здесь же в форме фантастической истории зрителю предлагается задуматься над важнейшими вопросами — вопросами скоротечности жизни и важности каждого ее мгновения.
Пересказывать сюжет нет смысла, поскольку это и в тысячной доле не передаст волшебства фильма. Скажу лишь, что в основу сценария Эрика Рота и Робина Суикорда лег одноименный рассказ классика мировой литературы Ф. Скотта Фитцджеральда, но из довольно небольшого по объему первоисточника в фильм перешла только оригинальная идея «жизни наоборот», а также довольно любопытная аналогия между дряхлым стариком на пороге смерти и новорожденным младенцем (в этом плане особо показательна забота Квинни о сгорбившимся и морщинистом найденыше). Но Финчер не был бы гениальным режиссером, если бы все многообразие изобразительных средств кинематографа он не использовал для создания эпической, длинной, но оттого не менее увлекательной истории, насыщенной невероятными событиями, фантастическими совпадениями и высокими чувствами. Кроме того, у фильма большой хронометраж, что дало возможность грамотно преподнести зрителю историю почти всей восьмидесятилетней жизни главного героя (фильм даже можно условно поделить на три части: жизнь Бенджамина в пансионе; его плавания на баркасе; обретение хрупкого счастья с Дейзи). За это время мы имеем возможность познакомиться с большим количеством интересных персонажей: с часовщиком, сконструировавшим чудесные часы (за этот эпизод создателям отдельная похвала); с уже упомянутой Квинни, приемной матерью Бенджамина (яркая роль Тараджи П. Хенсон); с его отцом Томасом (с воплощением на экране этого довольно непростого персонажа отлично справился Джейсон Флеминг); с пигмеем, впервые познакомившим Бенджамина с миром вне стен пансиона; с министерской женой Элизабет Эббот (неподражаемая Тильда Суинтон), скрасившей одиночество главного героя в трудный период его жизни, и со многими другими замечательными людьми. Но всех их объединяет нечто общее, а именно — стремление прожить свою жизнь не понапрасну. Очень часто мы слышим от кого-то, мол, завтра (послезавтра, в новом году) начну новою жизнь. И часто ли эти слова не оказываються пустым звуком? Увы, нет. Но герои фильма своим примером доказывают обратное: Томас Баттон, получив в наследство завод по изготовлению пуговиц, сумел наладить на нем производство и побороть конкуренцию; капитан Майк мечтал рисовать и в результате превратил в картинную галерею свое тело; Элизабет в конце-концов достигла своей цели, в 64 года переплыв Суэцкий канал — вот уж воистину лучше поздно, чем никогда…
… А Дейзи с самого детства мечтала танцевать. Для нее танец означал нечто большее, чем просто гармоничное сочетание телодвижений. Это своеобразный язык, с помощью которого можно высказать намного больше, чем словами. Перед Бенджамином она впервые предстала маленькой девочкой, демонстрирующей новые па своей бабушке. Через двадцать лет, опьяненная очарованием молодости, взбалмошная девушка станцует для Бенджамина танец любви… Но невероятная цепочка совпадений положит танцам конец и она же даст возможность влюбленным воссоединиться на короткое время, пока волшебный маховик времени не разлучит их.
Воплотить эту необычную историю любви Финчер доверил одному из лучших актеров своего поколения Брэду Питту и уж точно лучшей актрисе своего поколения Кейт Бланшетт. Игрой последней в этом фильме я восхищен. Фактически, здесь она едина в трех лицах: ветреная молодая особа, которой кажется, что у нее вся жизнь впереди и все еще можно успеть; зрелая женщина, которая поняла невозможность обретения вечного счастья с любимым человеком; и, наконец, старуха, прикованная к больничной койке тяжелой болезнью. Что касается Питта, то он был вполне стандартен, необычна же сама его роль (тем не менее, исполнив ее, Питт уже заслуживает уважения).
В фильме есть еще один персонаж — это Новый Орлеан. Сам я там никогда не был, но видел несколько фильмов, сюжет которых разворачивается в этом городе на юге США. Так вот, даже на экране чувствуется какая-то магия, которая незримо присутствует в каждом тамошнем доме (в городе издавна живут переселенцы с обители вуду, острова Гаити — вспоминаем «Сердце Ангела`). Эта магия удачно вплетена и в «ткань» финчеровского шедевра — например, для местных жителей привычными стали вокзальные часы, идущие в обратном направлении. Не обойден вниманием и печально известный ураган «Катрина», пожалуй, самое трагическое событие в истории Нового Орлеана. Стихийное бедствие уничтожило тысячи домов, унесло тысячи жизней, но город возродился, и в его истории открылась новая глава — вот вам и еще один символ победы над смертью в этом фильме. И таких символов в «Баттоне» очень много.
Но картина вряд ли была такой чудесной без соответствующего саундтрека, каким, без сомнения, является гармоничный ряд волшебных мелодий, написанных Александром Деспла. Именно работу в этом фильму я считаю лучшей в карьере прославленного композитора.
Напоследок скажу, что картина, ко всему прочему, еще и очень тонкая и интеллигентная. Многих разочаровало отсутствие в диалогах героев «глубины», но прелесть фильма в том, что отношения персонажей друг к другу выражены через едва уловимые взгляды, жесты и мимику, а это в наше время «рубки с плеча» дорогого стоит.
10 из 10
К списку рецензийНазад к фильму