Войти на сайт ( )
Рецензии к фильму Загадочное дело Бенджамина Баттона

Время, назад!

Жизнь невозможно повернуть назад,
и время ни на миг не остановишь

Жизнь невозможно повернуть назад,
и время ни на миг не остановишь

Время подобно реке, по течению которой каждому суждено проплыть столько, сколько нам отведено. Однажды, попав в этот поток, мы отдаёмся силе течения и плывём, хотя прекрасно понимаем, что вечно плыть не под силу никому и рано или поздно каждый отправится на дно. Фильм «Загадочная история Бенджамина Баттона», снятый по одноимённому рассказу Скотта Фицджеральда — это эпическое повествование о жизни человека, которому довелось прожить жизнь против течения, от её конца до начала.

В самом конце первой мировой войны в семье американского магната пуговичной промышленности рождается удивительный младенец, настоящее чудо, хотя и совершенно не такое, которое все привыкли ожидать — его биологический возраст составляет 80 лет. Никто из окружавших малыша людей не мог даже представить себе, что после рождения он не продолжит стареть и погибнет от какой-нибудь старческой болезни, а напротив, с каждым днём его организм будет становиться всё моложе и здоровее. Это будет настоящая, полная событий жизнь.

Вся фантастичность фильма, собственно, ограничивается завязкой, а дальше мы видим очень трогательную мелодраму об обычной, в общем-то, жизни. Бенджамину Баттону трудно позавидовать, хотя это и кажется странным на первый взгляд. Кому из нас не хотелось бы оставаться молодым как можно дольше, и со временем не дряхлеть, а напротив, наполняться красотой и жизненной силой? Но если задуматься, то у Бенджамина молодости как таковой и не было, ведь родился он старцем, детство провёл в доме престарелых в окружении людей, чья жизнь уже давно позади, и от неё осталось совсем немного — воспоминания, да ежедневная разминка суставов, чтобы просто можно было ходить с парой тросточек, не более. С внешностью 80-летнего, но в возрасте пяти лет невозможно было бы найти общий язык не то что со сверстниками: большинство взрослых было в ужасе от удивительной аномалии этого человека.

Бенджамин живёт, ежедневно становясь моложе физически, но взрослея как личность, и он понимает, что в такой жизни все её проявления оказываются вдвое короче, но насыщенней. На свете всё тленно, и время не пощадит никого, и вдвойне беспощадно оно по отношению к тому, кто вынужден жить вопреки его течению. В детстве он не мог быть вместе с ровесниками, потому что был для них слишком «старым», а повзрослев невозможно быть вместе с любимой женщиной и растить ребёнка, потому что он лучше, чем кто либо понимал, что пройдет время всё расставит по местам, и впоследствии, когда он будет выглядеть лет на 15, то будет невозможно оставаться мужем и отцом. Казалось бы, возможность расцвести к концу жизни — настоящий божественный подарок и благодать, но когда этот жизненный ритм оказывается противоположным любому живому существу, становится ясно, что это вовсе не подарок, а скорее наказание.

Режиссёрский талант Дэвида Финчера раскрылся с новой стороны. Таким его ещё не видели, и вряд ли кто-то даже ожидал увидеть: перед нами степенная, лирическая, затянутая почти на три часа история жизни человека и мира. Весь двадцатый век с его удивительными преобразованиями уместил Финчер в свой фильм.

Актёрский тандем Брэда Питта и Кейт Бланшетт, отлично себя показавший ещё в 2006 в наделавшей тогда шума драме «Вавилон» вновь радует: в голове так и вертится мысль о том, какая же красивая пара, и какая романтичная любовь получается у них на экране. Особенно хороша Бланшетт в роли подруги главного героя: метаморфозы от легкомысленной молодой балерины до взрослеющей женщины с непростой судьбой, которая любит Бенджамина, но в то же время страдает от того, что молодость безвозвратно проходит, а вместо неё появляются воспоминания и морщинки, и тем более подчеркнуто это гнетущее чувство, чем сильнее молодеет внешне Бенджамин.

Актёрское дарование Питта всегда вызывало у меня подозрения: ну слишком уж он идеальные голливудский плейбой, ну не могут у него получаться серьёзные драматические роли, внешность слишком сильно отвлекает от персонажа. Однако, надо отдать ему должное, достойно сыграть человека, который предстает перед нами, во всех возрастах и быть убедительным в каждом из них — многого стоит. Особенно хорошо, по-моему, получилась именно первая половина фильма — Питт показывает отличную игру. Хотя вторая половина тоже имеет определённую ценность: когда главный герой стареет, а тело его становится молодым, на экране появляется уже не седовласый старец, а прекрасно одетый молодой мачо (а несколько раз даже раздетый, да-да) в самом расцвете сил, — зрительницы в восторге.

Но всё таки наиболее запоминающимися мне показались две второстепенные женские роли: Джулия Ормонд в роли Каролины — дочери главной героини и Тильда Суинтон — в фильме — скоротечная любовь Бенджамина, с которой он познакомился, кстати, в Мурманске. Обе роли с «изюминкой».

Каролина, которая на протяжении всего фильма читает дневник Бенджамина своей умирающей на больничной койке матери, по мере прочтения дневника узнает много нового о своей и материной жизни. Если вначале она выглядит как заботливая дочь, которая готова сделать всё для матери в её последний час, то далее мы видим, как на её лице проступает сначала сильное удивление, а затем и гнев, но дать волю своим эмоциям в полной мере она, по понятным причинам, не может.

Когда я смотрел это кино, меня не покидало ощущение, что этот фильм мне чем-то близок: он напоминает мне не современный постмодернистский фарш, а то самое любимое качественное голливудское кино, которое было настолько красиво и здорово, что похоже на сказку. Фильмы такого рода снимали в 80х-90х годах прошлого века, а потом они вдруг стали пропадать, словно талант сценаристов иссяк, а на смену ему пришло мастерство операторов и мастеров по спецэффектам.

«Загадочная история Бенджамина Баттона» — очень доброе и беззлобное кино, которое поражает точно в сердце, минуя отдел мозга, который отвечает за рациональность. В какой-то момент во время просмотра я вдруг вспомнил, в каком фильме я видел подобное настроение: пронизывающе печальное и полное сентиментальности. «Форрест Гамп»! — и точно, у обоих фильмов один и тот же сценарист — Эрик Рот. Рецепт воздействия на настроения зрителя, подействовавший в 1994, прекрасно работает и поныне.

10 из 10
К списку рецензий
Назад к фильму
s.sasisa.me