Рецензии к фильму Класс
Демократия французской школы
Во время этого фильма мне было сложно полностью абстрагироваться от «Все умрут, а я останусь» Валерии Гай Германики… Теперь я понимаю, почему Золотую пальмовую ветвь жюри в Каннах присудило фильму «Класс», а также почему не смогло оставить без наград и внимания и нашего молодого режиссера.
Эти картины роднит и возраст героев (14—15 лет), и проблемы отсутствия общего языка между детьми и взрослыми, и сам принцип съемки и как бы документальной передачи материала без назиданий и давления отчетливой авторской позиции, и открытый финал. Впрочем, на этом, пожалуй, и заканчивается общее.
Интернациональный «Класс» — это локальная модель многонационального Запада и — Боже мой! — как же взаимоотношения в этом коллективе отличаются от тех, которые показала нам Германика!
Эффект присутствия в «Классе» для зрителя более комфортен, ибо здесь заглядывать в потаенные уголки души и тела подростков никто даже не покушается. Основной вопрос, волнующий педагогов французской школы — защита интересов учащихся и создание для детей максимально комфортных для учебы условий. Учителя здесь всерьез обеспокоены дисциплиной, но боятся отбить охоту учиться излишними строгостями.
Интересно, что в «Классе» психологическим проблемам учителя уделяется внимания ничуть не меньше, чем детским. И на самом деле понимаешь, насколько выше требования ко взрослому во французской школе в построении взаимоотношений и умении держать себя в руках в экстремальных ситуациях. Мы видим это не только на примере главного героя, учителя французского, но и в реакции педагогов на эмоциональный срыв другого своего коллеги.
Лично меня удивила реальная демократия взаимоотношений. В частности, реакция учителей на двух делегаток 8-го класса, которые хихикали, шушукались и даже свободно выходили из кабинета по ходу заседания педсовета. Чуть позже, когда учитель в пылу спора в классе уже на другую тему упрекнул их, заметив к слову, что на педсовете они «хохотали как шальные», разгорелся нешуточный скандал по поводу… некорректного поведения этого самого учителя. При этом поведение подростков не то, что не осуждалось, но даже и не обсуждалось!
В общем, для меня знакомство с моралью и установками французской школы было полнейшим откровением. Думаю, моих соотечественников тоже многое удивит. Да хотя бы футбольный матч учителей в школьном дворе на глазах у ребят.
Вы такое в ваших школах часто видели?
Я рекомендую этот фильм только тем, кому по-настоящему интересна тема школы. «Класс» практически целиком состоит из весьма насыщенных диалогов, которые надо внимательно слушать. Непрофессиональные актеры выглядят героями документальной хроники, и ничто в их поведении не похоже на лицедейство, а речь — на текст из сценария.
Хотя сценарий, конечно же, был. Более того, его написал Франсуа Бежодо, блестяще сыгравший учителя французского.
Впрочем, фильм не так давно вышел в прокат, поэтому закончу навязывать свои эмоции… Уверена, что у вас и собственных будет в избытке.
9 из 10
К списку рецензийНазад к фильму