Рецензии к фильму Класс
Записки учителя
Поначалу, Лоран Канте любезно приглашал нас в классную комнату. Но, после громкого признания на Каннском кинофестивале впору говорить, что превозносящие «Класс» критики, просто-таки вызывают нас в школу, чтобы наконец-то узнать, что там происходит. А что там происходит?
Начало обычного учебного года, взаимное знакомство преподавателей в учительской: старожилы и вновь прибывшие, опытные и те, для кого эта работа внове, а среди них — главный герой с неплохой практикой и знаниями, простой учитель французского языка, который для подавляющего большинства его учеников родным не является.
Почти все время безвылазно сидим на уроках Франсуа Бежодо, наблюдая за его настойчивыми попытками организовать нормальный учебный процесс, от которого всеми силами стремится увильнуть разноцветная компания его учеников.
Чего мы не видели? Споров, взаимных наездов, неудобных вопросов, препирательств между собой и учителем, юношеской агрессии, подросткового нигилизма? Известный набор проблем трудновоспитуемой молодёжи. Они знают, как надо, им известно, как лучше, у них критический взгляд на окружающее и уверенность в правоте своих оценок.
Лучше всего у режиссёра получается создание «эффекта присутствия» — картинка снята и смонтирована так, что в большинстве своём следует привычке человеческого глаза «ощупывать» объём помещения, попутно рассматривая содержимое объекта, потому, что, куда ни повернись, встречаешь взгляд, движение, эмоциональную реакцию любого из сидящих в классе учеников.
В сочетании с динамичным разговором и энергичными дискуссиями, это создаёт своеобразный «стереоэффект» (который, кстати, мгновенно исчезает, как только действие перетекает в форму обычных диалогов), порождающий стойкое ощущение, что ты оказался там, внутри, рассматриваешь все это по-настоящему и… не находишь ничего нового.
Трудные дети, непростые взаимоотношения, профессиональный долг и предел человеческого терпения — внутренний процесс школьной жизни обретает у Лорана Канте совершенство объективного реализма, за которым стоит не более чем старательная работа художника иллюстратора, сделавшего легкий мазок на полотне общественного сознания. Страна Франция, суженая до размеров коробки классной комнаты, обнаруживает многоконфессиональность и многонациональность, национализм и ксенофобию, но для кого это открытие?
Молодёжные погромы, религиозные запреты, сотни сожженных автомобилей и бурлящие волнениями окраины французских городов гарантировали актуальность этой картины, которая в сочетании с совершенной постановочной конструкцией даёт аутентичное представление о содержимом классных застенков, но авангардных мыслей по предмету и вокруг него, обнаружить здесь мне так и не удалось.
К списку рецензийНазад к фильму