Сергей Михайлович Эйзенштейн родился (10)
22 января 1898 года в семье инженера-архитектора, с 1917 года действительного статского советника, Михаила Осиповича Эйзенштейна.
Получил солидное и разностороннее образование; знал основные западноевропейские языки, был хорошо знаком с русской и мировой литературой, увлекался театром и живописью.
В 1915 году поступил в Институт гражданских инженеров в Петрограде. Октябрьскую революцию 1917 года принял и вступил в студенческий отряд народной милиции. В 1918 года с 3-го курса института ушел добровольцем в Красную Армию, участвовал в обороне Петрограда; работал художником-плакатистом, ставил в самодеятельном театре агитспектакли.
В 1920 году был отправлен на учебу в Академию Генштаба на отделение восточных языков, но военным переводчиком не стал. Поступил на работу в театр Пролеткульта, мечтая стать создателем нового революционного искусства.
Вскоре Эйзенштейн сблизился с
Маяковским,
Мейерхольдом и другими «левыми» представителями художественных группировок. Увидев в кино неисчерпаемые новые возможности искусства, Эйзенштейн вскоре создал свой первый настоящий фильм «Стачка», показав себя мастером метафоры, монтажа, ритма.
В 1925 году Эйзенштейн поставил «Броненосец Потемкин», триумфально прошедший по экранам мира. Этот фильм стал классикой нового киноискусства.
Эйзенштейн разработал теорию «интеллектуального кино», согласно которой с помощью развития киноязыка появлялась возможность для зрителя получать не только образные, но и научные понятия. Эйзенштейн предсказал техническое будущее звукового кино.
В 1938 году он поставил фильм «Александр Невский», удостоенный многих наград.
Во второй половине 1940-х годов снял «Ивана Грозного», 1-я серия которого фильма (1945), воспевшая идею великодержавности, была удостоена Сталинской премии. 2-я серия не вышла на экран, т.к. трактовка, предложенная режиссером, не устроила власти.
Встреча
Сталина,
Молотова и Жданова с Эйзенштейном и артистом
Черкасовым в феврале 1947 года дала возможность переработать картину. Однако, сердце великого режиссера не выдержало нагрузок. Он умер
11 февраля 1948.