Мопассан – один из великих французских реалистов 19 века. В основе его творчества – трезвое понимание сути господствующих социальных отношений. Задачу искусства он видел в раскрытии «беспощадной правды жизни», ратовал за объективность художника, ясность и точность формы, простоту и выразительность языка. Только в природе находит он то гармоничное и совершенное, что тщетно ищет в мире человек.
Ги де Мопассан (Анри Рене Альбер Ги де Мопассан) родился
5 августа 1850 года в замке Миромениль близ Турвиля-сюр-Арк (Нормандия). Он происходил из дворянского рода. Образование мальчик получил в руанском лицее, который окончил в 1869 году, а через год был призван на военную службу, в связи с началом франко-прусской войны.
После войны, сопровождавшейся экономическим кризисом, материальное положение родителей Мопассан резко ухудшилось, и он вынужден был поступить чиновником в Морское министерство, где проработал около 10 лет, но очень не любил службу. Впоследствии в ряде своих произведений Анри описал этот «мирок пошлых чинуш, мелких интриганов и подхалимов».
В 1870-х годах Мопассан всерьез занялся литературой. В начале творческого пути на него оказал большое влияние
Г.Флобер, под руководством которого юноша овладел литературным мастерством. Также учителем Анри, по его словам, был и
И.Тургенев, благодаря которому он познакомился с русской литературой.
Свою первую новеллу «Рука» Мопассан опубликовал в 1875 году под псевдонимом Жозефа Прюнье, а через год появилась его поэма «На берегу» и первая статья, подписанные псевдонимом Ги де Вальмон. В этот период Мопассан сочинял, переписывал и рвал написанное, но в печати под своим именем он решился выступить, только когда Флобер признал его произведения достаточно зрелыми и стилистически целостными.
Первый рассказ Мопассана – «Пышка» был напечатан в 1880 году и имел огромный успех у читателей. Писатель поразил своим произведением литературные круги, проявив тонкую иронию и большое искусство языка. «Пышка» отличалась резкой антибуржуазной направленностью и зрелым мастерством. В том же году он выпустил не менее успешный сборник «Vers».
Шумная популярность первых произведений Мопассана привела к тому, что ему предложили место хроникера в газете «Голуа». Это позволило писателю оставить чиновничью службу и полностью посвятить себя литературе. Затем появилось огромное количество рассказов, которые выходили в сборниках. Вообще, творчество Анри отличалось большой интенсивностью, а популярность росла с каждой новой книгой.
За 11 лет литературной деятельности Мопассан создал 6 романов («Жизнь», «Милый друг», «Сильна как смерть» и другие), около 300 новелл, вошедших в 18 сборников, мелкие повести, книги путевых очерков, пьесы и даже драму. Причем Мопассан писал не только художественную прозу, но и много статей, которые он регулярно печатал в газетах. Также писатель создал немало эротических стихотворений, не включаемых в полное собрание его сочинений.
Творчество Мопассан доставило ему одно из первых мест во французской новеллистике. Лучшие критики того времени были единогласны в восторженных отзывах о писателе. Его произведения имели огромный успех не только на родине, но и за рубежом, так как он сразу же стал одним из наиболее переводимых французских писателей.
Но напряженная творческая работа быстро подорвала здоровье Мопассана. С 1884 года он начал страдать от нервных расстройств и галлюцинаций, впадая в беспокойный идеализм. Все эти настроения нашли выражение в ряде произведений писателя. В 1891 году его творческая деятельность совершенно угасла, и после попытки самоубийства Мопассан был помещен в клинику для душевнобольных в предместье Парижа.
Многие новеллы и романы Мопассан были инсценированы (а в последствии и экранизированы) и так же, как его пьесы, ставились в парижских театрах и в России, где первыми пропагандистами Мопассан были И.Тургенев и Л.Толстой. В России первое собрание произведений писателя было издано в 1894 году.
Умер Анри Рене Альбер Ги де Мопассан
6 июля 1893 года в Париже, где и был похоронен на кладбище Монпарнас. По заключению врачей причиной смерти стал прогрессивный паралич мозга.