Этот праздник характерен для южной Болгарии (горы Родопы и Пирин). Он сумел сохраниться еще с языческих времен, хотя
его приурочивают обычно к празднику святых Константина и Елены, но по-старому. Поэтому и отмечают его как христиане, так и
помáки (болгары, насильно принявшие ислам во времена турецкого ига). Есть предположение, что это древний фракийский праздник, но есть также и версия, что праздник принесли с собой славяне, приехавшие на Балканы в 5-6 веке.
Во многом сегодняшний праздник похож на
Гергьóвдень (День святого Георгия), так как в центре культа — овцы и молоко. Акцент, однако, теперь несколько смещен — в этот день проводится настоящее состязание по надою молока.
Праздник обычно начинается у сыроварни или у отдаленных от сел овчарень, куда пастухи вышли со своими стадами еще в начале мая.
Уже с утра там начинается ритуальный надой молока. Обычно каждый хозяин сам занимается этой нелегкой работой, пропуская первой самую породистую белую овцу. Этот первый в году усиленный надой молока, как правило, дает и первое верное представление об общем состоянии стада.
Хозяин замеривает подоенное молоко специальным древком с отметинами
(рабош), и жюри определяет победителя (обычно это тот, у кого больше овец). Вместе с тем, проводятся ритуалы по оберегу овец — к ведерку красной ниткой привязывают герань, чеснок и крапиву, а само молоко процеживают сквозь серебряное кольцо. В некоторых местах его процеживают сквозь высушенные змеиные челюсти, а само стадо перед этим проводят под живой змеей. Часть подоенного молока выливается на землю для урожая, а право отпить первым предоставляется самому старому пастуху. Во время самого надоя читают молитвы и благословляют стадо.
После состязания большая часть надоенного молока идет в дар сиротам и вдовам. Там же, на поляне возле овчарни или сыроварни устраивают и общую трапезу, где обязательно присутствуют молочные изделия — брынза (режут ее, как правило, деревянным ножом из грушевого или яблоневого дерева), баница (слоеный пирог с брынзой), а самые расторопные уже разводят костер для зажаривания на вертеле зарезанного накануне ягненка (жертвенный агнец для увеличения урожая на этот раз выбирают не из самых молодых ягнят).
Самая старая женщина или жена
кехаи (того, у кого больше всего овец и у кого надой был самым высоким) благословляет в начале еду и делит ритуальные хлеба присутствующим. В некоторых местах проводят и гадания об урожае по лопатке ягненка. В конце, по старому обычаю поют песни и играют
хоро.