В преддверии 100-летнего юбилея Отечественной войны 1812 года художнику Францу Рубо было заказано гигантское полотно-панорама, изображающее один из эпизодов
Бородинской битвы.
На первоначальном эскизе автор показал ожесточенный бой за ключевой пункт поля сражения – Курганную батарею
генерала Раевского, в частности контратаку русских частей, ведомых в бой генералом Ермоловым на французов, ворвавшихся на батарею. Однако, вскоре эскиз был отклонен царем.
Одна из газет писала: «Бой за Курганную батарею давал художнику полный простор изобразить русские войска с наилучшей стороны, показать их доблесть... словом, выходила действительно «русская» панорама. Специальная комиссия предложила художнику изобразить другой момент сражения: полдень, когда начались масштабные кавалерийские атаки наполеоновской конницы на русские позиции».
Поскольку панорама создавалась в пору союза России с Францией, правительство заставило художника избрать для панорамы сюжет, уже воплощенный в «Бородинской битве» французского баталиста Ланглуа. «Я пишу панораму для русских, а меня заставляют писать торжество французов», – жаловался Рубо. Работа над огромным холстом размером 14 х 115 метров шла около года в предместье Мюнхена.
Панорама была открыта
29 августа 1912 года в Москве в специальном павильоне на Чистых прудах, сооруженном по проекту военного инженера П.Воронцова-Вельяминова. Правда экспонировалась «Бородинская битва» недолго. В связи с начавшейся Первой мировой войной доступ к ней был прекращен, в здании панорамы разместили госпиталь, а холст долгие годы хранился в разных концах Москвы. После длительной реставрации панораму воссоздали в 1962 году и выставили в новом здании на Кутузовском проспекте.
Кстати, Рубо является автором и другой панорамы -
Севастопольской.