Екатерина Сергеевна Максимова родилась
1 февраля 1939 года в Москве. В 1958 году окончила Московское хореографическое училище и была принята в балетную труппу Большого театра. Уже на следующий год она получила главную партию в «Каменном цветке» и приняла участие в первых гастролях Большого балета в США, где сразу очаровала зрителей и получила восторженную прессу.
В 1958-1988 годах Максимова стала ведущей солисткой Большого театра. Ее огромное обаяние, незаурядные актерские способности и трудолюбие позволили ей практически сразу получать серьезные партии. Она вкладывала в каждое свое выступление всю душу, и результатом был большой успех, пришедший к ней очень рано.
Ее постоянным партнером был муж –
Владимир Васильев. Их дуэт начал складываться еще в училище, и впоследствии был признан эталонным артистическим дуэтом. Екатерина танцевала в спектаклях, поставленных Васильевым в Большом театре и за его пределами. Мировая критика назвала их «золотой парой балета 20 века».
В репертуаре Максимовой были партии в балетах «Жизель» Адана, «Дон Кихот» Минкуса, «Золушка» Прокофьева, «Спартак» Хачатуряна, «Икар» Слонимского, «Лебединое озеро» и «Спящая красавица» Чайковского и многие другие. Многие партии Екатерина готовила под руководством
Галины Улановой.
Воспитанная в лучших традициях академической школы, Максимова обладала лёгкостью и природной грацией, изящной мягкостью линий. Её танец был отмечен элегантностью, технической виртуозностью, филигранно отточенными деталями. С триумфальным успехом она танцевала на лучших сценах мира. «Балет — не только моя профессия, это еще и моя жизнь», – говорила Максимова.
С 1978 года Максимова выступала в зарубежных труппах, в спектаклях ансамбля «Московский классический балет». Со временем Екатерина Сергеевна стала балериной, равно виртуозно владевшей и техникой балета, и актерской палитрой, на которой были представлены все возможные краски: лирические, комические и трагические.
Особое значение в творчестве Максимовой имело участие в теле-балетах: «Трапеция» Прокофьева, «Галатея» Лоу, «Старое танго» Когана, «Анюта» Гаврилина, «Чаплиниана» на музыку Чаплина. Телевидение дало артистке возможность проявить свой дар тонкого юмора, эксцентрики, гротеска. Также она снималась в художественных и документальных фильмах.
Для Максимовой и их дуэта с Васильевым создавали свои шедевры такие мэтры российской и мировой хореографии, как
Ю.Григорович, К.Голейзовский,
М.Бежар, Д.Кранко, Р.Пети и многие другие. Творчеству Максимовой и Васильева посвящены телевизионные фильмы и монографии.
Еще продолжая выступать на сцене, Максимова все больше увлекалась педагогической деятельностью. Окончив в 1980 году ГИТИС, она через два года начинает преподавать там на кафедре хореографии классическое наследие и композицию танца. В 1996 году ей присваивают ученое звание профессора.
С 1990 года, после окончания исполнительской деятельности, Максимова стала педагогом-репетитором балета Кремлевского Дворца Съездов. А с 1998-го – балетмейстером-репетитором Большого театра. Одновременно Екатерина Сергеевна проводила мастер-классы во многих театрах страны и мира, возглавляла жюри или принимала участие в работе различных международных конкурсов артистов балета.
Екатерина Максимова – Народная артистка СССР, обладательница многих почетных званий и премий в области хореографии, действительный член многих Международных академий искусства, награждена многими орденами, как России, так и других стран.
Екатерина Сергеевна Максимова скоропостижно скончалась
28 апреля 2009 года в Москве, была похоронена на Новодевичьем кладбище.