Элем Климов – Народный артист России, Заслуженный деятель искусств РСФСР, почетный член Британского киноинститута. Он великий мастер советского кино, выдающийся кинорежиссер и общественный деятель, завоевавший всемирное признание и единственный из наших кинематографистов, кто представлял Россию в Американской академии киноискусства. Большинство его работ было отмечено престижными наградами на международных кинофестивалях.
Элем Германович Климов родился
9 июля 1933 года в Сталинграде (сегодня
Волгоград). В 1957 году он окончил Московский авиационный институт и некоторое время работал на одном из московских заводов. Также Климов работал в Молодежной редакции Всесоюзного радио и Центрального телевидения и в Московской филармонии.
Его первой режиссерской работой стала короткометражка «Жиних», снятая в 1960 году. Уже в этой студенческой работе Элем проявил себя как мастер эксцентрики. В 1964 году он окончил режиссерский факультет ВГИКа (мастерская Е. Дзигана).
Первый профессиональный фильм Климова «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» – сатирическая комедия, в которой высмеивался советский бюрократизм. Как только картину сдали, на нее сразу навесили клеймо «антисоветская». Тогда режиссер вплотную столкнулся с системой цензуры и подавления, с тех пор она его в покое уже не оставляла.
С 1964 года он стал режиссером киностудии «Мосфильм». Приемы гротеска проявились и в следующей работе Климова «Похождения зубного врача» (1965), которая также встретила нарекания со стороны кинематографических чиновников. После выхода фильма, он был положен «на полку».
В 1970 году на экраны вышла художественно-публицистическая лента Элема Германовича «Спорт, спорт, спорт», соединившая в себе хронику и игровой материал. Климов создал полнометражный документальный фильм с игровыми эпизодами. Эта необычная для советского зрителя картина вызвала немалый интерес и была высоко оценена на многих фестивалях спортивных фильмов.
В 1974 году Элем Климов поставил историческую драму «Агония» о России накануне Февральской революции. На фоне абсолютного большинства других советских фильмов об этой эпохе, исторически неточно отображавших ее события, фильм восприняли как «дерзкую крамолу». Картина была выпущена на экраны только в 1985 году.
После трагической гибели в 1979 году жены, кинорежиссера
Ларисы Шепитько, Элем Климов снял о ней документальный фильм «Лариса» (1981) и поставил начатый ею фильм «Прощание». Киноповесть «Иди и смотри» (1985) – это его последний фильм – картина потрясающей силы, которая вызвала громадный общественный резонанс. Сценарий Климов создал в содружестве с писателем Алесем Адамовичем.
Во второй половине 1980-х годов Элем Германович был избран первым секретарем Союза кинематографистов СССР, и он с присущей ему ответственностью отдался этому делу. Конечно, он думал и о новых фильмах, им была задумана киноверсия «Бесов» по Достоевскому, но Госкино идею зарубило. Потом были идеи фильмов «Преображение», «Про Ивана-дурака», картина о сталинском времени, «Мастер и Маргарита», но, к сожалению, не все получилось.
Умер Элем Германович Климов
26 октября 2003 года в Москве, был похоронен на Троекуровском кладбище.