В прошлом артист балета, а затем выдающийся балетмейстер, имеющий мировое имя, Григорович является еще педагогом и крупным общественным деятелем. Значение его творчества для русского балета очень велико. Созданные Юрием Николаевичем Григоровичем спектакли – это национальное достояние России.Юрий Николаевич Григорович родился
2 января 1927 года в Ленинграде. Сочинять танцы он начал еще в юности, занимаясь в балетной студии Дома культуры, а затем поступил в Ленинградское хореографическое училище (ныне Государственная академия хореографического искусства имени А.Я.Вагановой), где он обучался у педагогов Б.Шаврова и А.Писарева.
Сразу после окончания училища в 1946 году Юрий был зачислен в балетную труппу Театра оперы и балета имени С.М. Кирова (ныне Мариинский театр), где был солистом до 1961 года. Здесь он исполнял характерные танцы и гротесковые партии в классических и современных балетах – «Князь Игорь»
А.Бородина, «Бахчисарайский фонтан» Б.Асафьева, «Шурале» Ф.Яруллина, «Каменный цветок»
С.Прокофьева, «Спартак»
А.Хачатуряна и другие.
Несмотря на успехи в танцевальном искусстве, Юрия с самого начала привлекала самостоятельная балетмейстерская работа, сочинение танцев и создание больших спектаклей. Первые же его постановки на сцене театра им.Кирова – балетов «Каменный цветок» (1957) и «Легенда о любви» (1961) – имели оглушительный успех.
Григорович был назначен сначала балетмейстером этого театра, а в 1964 году приглашен в качестве главного балетмейстера в Большой театр и занимал эту должность до 1995 года (в 1988-1995 годах он назывался художественным руководителем балетной труппы).
На сцене Большого Григорович поставил около двадцати прекрасных спектаклей – «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Лебединое озеро» П.Чайковского, «Спартак» А.Хачатуряна, «Иван Грозный», «Ромео и Джульетта» С.Прокофьева, «Золотой век» Д.Шостаковича, «Дон Кихот» Л.Минкуса, «Жизель» А.Адана и другие.
Это время наивысшего художественного расцвета труппы, завоевания ею мирового признания и авторитета. «Большой балет Григоровича» стал целым культурным явлением. Под руководством Григоровича труппа совершала международные турне, закрепив повсеместно в мире лидерство русской классической школы балета.
Параллельно Григорович был профессором балетмейстерского отделения Ленинградской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова, президентом Комитета танца Международного института театра при ЮНЕСКО (в настоящее время – его почетный президент), президентом Ассоциации деятелей хореографии, президентом фонда «Русский балет» и т.д.
В 1995 году Григорович ушел со штатной работы в Большом Театре, став «свободным художником», и начал работать с разными российскими и зарубежными компаниями. Он осуществил постановку своих балетов и классических спектаклей в городах России и во многих театрах мира. Причем каждый раз на новой сцене создавал новые редакции и версии, совершенствуя свои постановки.
С Григоровичем работали все ведущие танцовщики России:
Н.Бессмертнова (его жена),
М.Плисецкая,
Е.Максимова,
В.Васильев,
М.Лиепа, М.Лавровский и другие. Вместе с его спектаклями появилось новое поколение талантливых исполнителей – А.Осипенко, И.Колпакова, А.Грибов…
Заслуженный артист России, Народный артист СССР, лауреат Ленинской премии, Государственной премии СССР, Юрий Николаевич награжден почетным призом Парижской академии танца, орденами Ленина, Октябрьской революции, «За заслуги перед Отечеством» II и III степени и другими наградами.